Шедевр Писсарро выставлен на торги в феврале
Топ-лотом аукциона импрессионистов и модернистов Sotheby’s 5 февраля 2014 года станет полотно Камиля Писсарро «Бульвар Монмартр, весеннее утро» за 7–10 миллионов фунтов. Картину недавно вернули по реституции наследникам
Топ-лотом аукциона импрессионистов и модернистов Sotheby’s, который пройдет в Лондоне 5 февраля 2014 года, станет полотно Камиля Писсарро «Бульвар Монмартр, весеннее утро» с эстимейтом 7–10 миллионов фунтов. Полотно недавно было возвращено по реституции наследникам еврейского промышленника Макса Зильберберга (Max Silberberg).
Проживавший в Бреслау Макс Зильберберг собрал одну из лучших в Германии коллекций искусства XIX — XX веков. В его коллекции были полотна Мане, Ренуара и Сислея, а также шедевры реализма и постимпрессионизма, включая работы Делакруа и Курбе, Сезанна и Ваг Гога. Картины он покупал напрямую у известных художников (например, у своего приятеля Макса Либермана) или у авторитетных галерей и дилеров — Поля Розенберга и Жоржа Бернхайма. Коллекция Макса Зильберберга была широко известна в мире, многие работы были опубликованы, и владелец щедро предоставлял их на международные выставки в Вене и Нью-Йорке.
С приходом к власти нацистов Зильберберг лишился и фирмы, и коллекции. Картины, включая «Бульвар Монмартр», были распроданы на торгах берлинского аукционного дома Paul Graupe в 1935–1936 годах. В 1938-м сын промышленника, Альфред, был арестован и отправлен в Бухенвальд. Его вскоре выпустили на свободу при условии, что он немедленно покинет страну. Сам Макс Зильберберг и его жена Джоанна погибли в Аушвице.
После смерти Альфреда в 1984 году его супруга Герта занялась поиском произведений из собрания своего свекра, и в итоге стала одной из первых наследниц, которой начали возвращать произведения искусства по Вашингтонским принципам 1998 года. Первая реституция состоялась в 1999 году. А полотно Писсарро было возвращено семье Зильбербергов в 2000 году. Городской пейзаж «Бульвар Монмартр» после злосчастной продажи 1935 года сменил несколько владельцев и в итоге попал к чете коллекционеров Лоеб, которые, в свою очередь, подарили его Израильскому музею в Иерусалиме. Сотрудники музея расследовали провенанс и нашли законную владелицу. В благодарность Герта Зильберберг предоставила полотно в аренду Музею Израиля, где оно и находилось до смерти владелицы в 2013 году. Теперь ее наследники решили работу продать.
Работа Писсарро относится к серии пейзажей улиц Парижа, которые художник писал в конце 1890-х годов. Эту серию по значению можно сравнить с серией многочисленных пейзажей Руанского собора Клода Моне. Этот пейзаж Монмартра Писсарро очень ценил. В письме своему маршану Дюран-Рюэлю он однажды написал, что решил послать «Бульвар Монмартр, весеннее утро» на выставку в Институт Карнеги, и попросил пока не продавать эту работу. Это одно из наиболее значительных произведений импрессионизма, выставленное на открытые торги в последние годы. И вряд ли оно оказалось бы на аукционе, если бы не реституция. Кстати, другой парижский пейзаж Камиля Писсарро, «Улица Сент-Оноре. Полдень. Дождь», наследники прежнего владельца не первый год пытаются отвоевать у Музея Тиссена-Борнемиссы. Недавно американский апелляционный суд разрешил им вновь судиться за него.
Источники: artdaily.com, artinvestment.ru
Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/auctnews/20131224_pissarro.html
https://artinvestment.ru/en/news/auctnews/20131224_pissarro.html
© artinvestment.ru, 2025
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведения о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, предоставленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.