Антиквариат и предметы искусства на торгах РАД 7 декабря
Первая в новом здании Российского Аукционного Дома предаукционная выставка предваряет торги, которые состоятся в Санкт-Петербурге 7 декабря
7 декабря 2013 года Российский Аукционный дом проведет очередной аукцион антиквариата и предметов искусства. По сложившейся уже традиции на торги будут выставлены произведения русской и западноевропейской живописи, декоративно-прикладного и ювелирного искусства — всего 142 лота.
Аукцион пройдет в Санкт-Петербурге, в великолепных залах нового здания РАДа в переулке Гривцова, 5. Это первое крупное мероприятие компании после новоселья. Оно станет официальным открытием выставочного и аукционного залов РАДа.
Среди топ-лотов живописной части — работы выдающихся художников XIX — XX века Константина Маковского, Ивана Вельца, Александра Дейнеки, Иосифа Крачковского.
Обложку каталога украшает картина Ивана Вельца «Мцхета», созданная в 1895 году. Этот горный пейзаж примечателен тем, что на нем изображен знаменитый собор Светицховели — кафедральный патриарший храм Грузинской православной церкви в Мцхете, который на протяжении тысячелетия являлся главным собором всей Грузии. Этот храм числится среди памятников Всемирного наследия, а также является усыпальницей грузинского царского рода Багратиони.
В правой части картины на вершине горы изображен монастырь Джвари — тот самый, где происходит действие поэмы Лермонтова «Мцыри»:
«Там, где, сливаяся, шумят,
Обнявшись, будто две сестры,
Был монастырь. Из-за горы
И нынче видит пешеход
Столбы обрушенных ворот,
И башни, и церковный свод».
Привлекает внимание работа «Валаам. У костра» Александра Гине, датированная концом 1850-х — началом 1860-х годов. Гине — представитель яркой плеяды живописцев XIX века, которым принадлежит заслуга создания русской пейзажной школы. В 1858–1861 годах вместе с Иваном Шишкиным и Павлом Джогиным художник работал на Валааме. Зрителя завораживает яркое пламя костра в глубине сумеречного леса. У костра сидят два человека. Существует предположение специалистов, что именно своих товарищей — Шишкина и Джогина — изобразил Гине на представленной картине.
На торги выставлена довольно обширная подборка графических произведений, в основном творчество советских художников ленинградской школы — Виктора Тетерина, Милицы Чарнецкой, Анатолия Каплана.
Кроме того, в разделе графики внимание знатоков, несомненно, привлекут шесть гелиогравюр Александра Яковлева. Эти графические листы предназначались для книги «Японский театр (Кабуки)», изданной в 1933 году в Париже.
Восточные гравюры Яковлева высоко ценили выдающие отечественные художники-авангардисты Михаил Ларионов и Наталия Гончарова — несколько портретов актеров театра Кабуки вошли в состав их обширной коллекции графики, переданной в дар Третьяковской галерее.
В разделе декоративно-прикладного искусства представлен забавный штоф для вина, созданный по эскизам известной русской художницы Елизаветы Бëм. Декор созданного в конце XIX века на Дятьковском хрустальном заводе графина иллюстрирует русское выражение «допиться до чертиков». Штоф украшен изображениями чертенят, а также шутливыми надписями: «Здорово, стаканчики, каково поживали, меня поджидали?», «Пей, пей — увидишь чертей!», «Напились — подрались! Выспались — опохмелились, и помирились!».
Раздел «Иконы и церковная утварь» составили всего 9 лотов, но каждый них уникален.
В коллекции представлен образ Феодоровской Пресвятой Богородицы в роскошном киоте, исполненном в неорусском стиле, из коллекции Нинель Александровны Кургапкиной (1929– 2009), выдающейся русской балерины и балетного педагога. Большую часть своей жизни Нинель Александровна отдала Кировскому театру. Она была первой партнершей Рудольфа Нуреева и Михаила Барышникова. С Нуреевым Кургапкину связывали не только профессиональные, но и дружеские отношения. В 1990-х годах уже смертельно больной танцовщик во время своего визита в Россию останавливался в квартире Кургапкиной. По словам наследников, Нуреев умолял Нинель Александровну продать ему икону, однако она была непреклонна и не захотела расставаться с образом, подаренным ей одним из почитателей ее балетного таланта.
Поражающий своим великолепием золотой наперсный крест работы Фаберже украшен крупными аметистами, жемчугом и бриллиантами. На изделии имеется инвентарный номер фирмы Фаберже, по которому специалисты аукционного дома установили, что крест был приобретен Кабинетом Его Императорского Величества в 1903 году за 320 рублей, что составляло немалую сумму по тем временам. К сожалению, выяснить, кому именно был вручен императорский подарок, по архивным документам не удалось. Помимо художественной, этот предмет представляет собой и немалую историческую ценность — до наших дней дошло не так много подобных изделий: бóльшая их часть во времена советской власти была реквизирована, после чего продана или уничтожена.
В каталоге представлен целый ряд предметов, имеющих отношение к императорской семье. Торги Российского аукционного дома завершают год, который прошел под знаком празднования 400-летия Дома Романовых. В традиционно интересный ювелирный стринг вошло несколько предметов Фаберже с императорским провенансом: «кабинетская» брошь с двуглавым орлом, медальон, приобретенный Александрой Фёдоровной в 1907 году, и две броши, купленные вдовствующей императрицей Марией Фёдоровной в 1905 и 1908 годах. В каталоге аукциона публикуются архивные документы, подтверждающие провенанс украшений.
Предаукционная выставка пройдет 29 ноября — 6 декабря (без выходных) в выставочном зале РАД по адресу: Санкт-Петербург, переулок Гривцова, 5в; время работы: 11:00–19.00.
Аукцион состоится 7 декабря 2013 года. Начало торгов в 15:00.
Источник: пресс-релиз Российского аукционного дома
Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/auctnews/20131126_rad.html
https://artinvestment.ru/en/news/auctnews/20131126_rad.html
© artinvestment.ru, 2025
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведения о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, предоставленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.