Вечерние торги Sotheby’s «Импрессионисты и искусство ХХ века» 8 февраля 2012
Топ-лоты включают масштабное полотно Хуана Миро 1933 года, недавно открытый шедевр Густава Климта и ранее не выставлявшийся зимний пейзаж Клода Моне
8 февраля 2012 года на вечерних лондонских торгах Sotheby’s «Импрессионисты и искусство ХХ века» будет представлена группа уникальных произведений. Среди топ-лотов — монументальная композиция Хуана Миро «Живопись»1933 года с эстимейтом 7–10 миллионов фунтов (эстимейты не включают премию покупателя); недавно найденный пейзаж Густава Климта «Березы на берегу озера»(эстимейт 6–8 миллионов фунтов), не появлявшийся на публике более ста лет; редкий зимний пейзаж Клода Моне«Наступление зимы в Живерни»(эстимейт 4,5–6,5 миллиона фунтов); одна из самых типичных для Фернана Леже 1940-х годов картина «Девушка с лестницей». На аукционе также будет выставлена впечатляющая группа произведений сюрреалистов с работами Сальвадора Дали, Макса Эрнста, Джорджо Де Кирико, Ива Танги и Рене Магритта, а также первоклассные произведения немецких экспрессионистов, среди которых — работы Эрнста Людвига Кирхнера, Эмиля Нольде, Лионела Фейнингера и Отто Дикса. Ожидаемый эстимейт предстоящих торгов выше 78 миллионов фунтов.
Глава отдела Импрессионистов и искусства ХХ века Sotheby’s, Европа Хелена Ньюман говорит: «Мы счастливы, что можем предложить коллекционерам торги такого качества и разнообразия, с включением целого ряда произведений музейного уровня, представляющих ключевые периоды в истории искусства, начиная с импрессионизма. Некоторые работы впервые появятся на аукционе, одновременно на торги будет выставлен ряд произведений, которые возвращаются на рынок после длительного пребывания в частных собраниях».
Шедевр визионера модернизма Хуана Миро — монументальная композиция «Живопись», оцененная в7–10 миллионов фунтов, — по праву считается одним из самых значительных и одновременно рафинированных живописных произведений в истории современного искусства, одним из высочайших его достижений. Эта композиция входит в число немногих картин, которые до сих пор не хранятся в крупных музеях. Миро написал ее в Париже в 1933 году, в самый плодотворный период, когда его творчество перестало зависеть от каких-либо течений и приобрело неповторимый авторский стиль. Миро воспринимал свои работы этого времени как прорыв, оценив их в письме к Матиссу как «большой успех, достойный того, чтобы стать красным днем календаря в моем творчестве». Столь же высокой была оценка нового этапа в творчестве Миро со стороны профессиональной критики, что ознаменовало решительный поворот и в его карьере.
Топ-лотом на торгах станет не выставлявшаяся с 1924 года публично картина Клода Моне «Наступление зимы в Живерни» (эстимейт: 4,5–6,5 миллиона фунтов) с изображением покрытой снегом дороги к Живерни — местечку близ Парижа, со временем ставшему синонимом самых новаторских достижений художника. Моне с семьей переехал в Живерни в 1883 году, а представленная здесь картина 1885 года — один из первых и лучших из написанных художником видов Живерни. Работы Моне этого периода свидетельствуют о его интересе к феномену изменчивости природы — в частности, об интересе к зимнему освещению, его временным и тональным градациям. Большую часть времени эта работа находилась в знаменитой коллекции парижского фармацевта и фабриканта Анри Канонна, которая сформировалась еще в 1920-е годы.
После ноябрьских вечерних торгов импрессионистов и искусства ХХ века Sotheby’s в Нью-Йорке, где пейзаж «Лицльберг на Аттерзее»Густава Климта ушел за впечатляющие 40,4 миллиона долларов (превысив эстимейт на 25 миллионов), одним из главных топ-лотов февральских вечерних торгов импрессионистов и искусства ХХ века в Лондоне станет не появлявшийся на публике более ста лет шедевр Густава Климта «Березы на берегу озера»1901 года, оцененный в 6–8 миллионов фунтов. Завораживающая своей красотой картина появится на аукционе в год 150-летия художника. Пейзаж «Березы на берегу озера» был приобретен в 1902 году с выставки в Дюссельдорфе известными коллекционерами Ричардом и Кларой Кенигс-Бунге и более века оставался в одной и той же семье. (Подробнее об истории картины и ее недавнем «открытии» смотри здесь. — AI.).
«Девушка с лестницей» 1949 года (эстимейт 3,8–4,5 миллиона фунтов) — одна из самых типичных композиций Фернана Леже 1940-х годов. В этой работе художник использует экспрессивную и одновременно лаконичную цветовую палитру, не характерную для послевоенного абстракционизма. Произведения Леже этого периода отличаются ясностью и простотой как сюжетов, так и форм их воплощения, что свидетельствует о верности художника канонам классической эстетики, а также его интересе к выразительной силе цвета. Представленная на вечерних торгах картина также отличается лаконичностью форм, выделенных четким черным контуром, и интенсивной цветовой палитрой, характерной для зрелого периода этого мастера.
Композиция «Портнихи» (эстимейт 3–5 миллионов фунтов) признана одной из лучших работ Эдуара Вуйара. Он написал ее в 1890 году, в самом начале своего участия в группе «Наби», куда вошли художники, которые вслед за Гогеном отказались от традиционного изображения натуры и разработали собственный живописный язык. В этой работе Вуйар удивительно трогательно передает тихую прелесть семейной жизни, где две женщины, скорее всего его мать и сестра, увлечены процессом шитья. Своей любовью к жанровым сценками Вуйар, скорее всего, обязан старым голландским и французским мастерам, но художник, добиваясь такой же камерности, как у старых мастеров, использует современные средства. Характерные для работ Вуйара этого периода пульсирующая цветовая палитра, оригинальность композиционного и пластического решения темы помогают заглянуть в творческую лабораторию этого художника-экспериментатора конца XIX века.
Впервые за всю свою историю выставляется на торги картина Жоржа Брака «Оливковая роща»(эстимейт 2–3 миллиона фунтов), которая дает уникальную возможность окунуться в революционную атмосферу фовизма в начале ХХ века и одновременно оценить весомый вклад Брака в это художественное направление. Художник в какой-то момент попал под обаяние яркой цветовой палитры и спонтанной свободы письма своих современников, в том числе Матисса и Дерена. Именно эта техника как нельзя лучше подходила для передачи красочных пейзажей Прованса, столь отличающихся от привычных для художника видов портовых городов юга Франции. Фовистский всплеск в творчестве Брака длился недолго, после чего художник вновь вернулся к кубизму. Но именно из-за редкости его фовистских работ, они столь значимы для объективной картины становления модернистской живописи.
Произведения сюрреалистов
Вслед за ценовыми рекордами на работы сюрреалистов, установленными на последних торгах Sotheby’s, в каталог аукциона 8 февраля вновь включена блестящая подборка произведений этого направления.
Каноническая для Сальвадора Дали композиция «Оазис»(эстимейт 4–6 миллиона фунтов) относится к самому успешному нью-йоркскому периоду художника и занимает важное место в иерархии сюрреалистического искусства. «Оазис», как и лучшие работы Дали зрелого периода с их изощренностью форм и образов, представляет пронизанный атмосферой загадочности фантастический ландшафт. Сам Дали так описал эту композицию: «Здесь явно любовники. По приближению к оазису в пустынном пространстве материализуются Аполлон и Венера. Словно цветы пустыни, они вырастают перед взором из бесплодной каменистой породы».
Монументальная и эффектная по цветовому решению композиция 1925–1930 годов «Гектор и Андромаха» (эстимейт 2,8–4 миллиона фунтов) — одна из лучших метафизических работ Джорджо Де Кирико. Она демонстрирует, почему ранние работы этого художника оказали столь сильное влияние на сюрреалистов. Директор Музея современного искусства в Нью-Йорке Альфред Барр в свое время оценил ее как «вне всяких сомнений, самую мощную из всех версий Де Кирико этой темы». Де Кирико, используя разработанную им иконографию метафизической живописи, трансформирует античный сюжет из «Илиады» Гомера в медитацию на тему любви и войны начала ХХ века. После Первой мировой войны, когда была создана эта работа, последняя минута прощания троянского воина Гектора с любимой женой Андромахой перед его отправлением на битву обретала особый смысл. В этой картине органично слились тема любви и расставания, бездушно-машинная эстетика нового времени и метафизическое пространство. Работа сыграла важную роль не только в дальнейшем творчестве самого Де Кирико, но и в развитии современного искусства.
Работа Ива Танги «Дважды черный» (эстимейт 2–3 миллиона фунтов) — свидетельство редкой утонченности и оригинальности языка этого автора, несомненно, раздвинувшего границы модернистской живописи. На картине, созданной в 1941 году, Танги представляет зрителю идеальную гиперреальность, служившую главной целью для всего движения сюрреализма. Танги был приглашен в 1925 году в круг сюрреалистов во главе с Андре Бретоном, где демонстрировал свое высочайшее мастерство владения разработанным им самобытным языком сюрреалистической живописи. В 1940-е годы Танги достигает новых высот в своем искусстве — формы обретают более утонченные очертания, а линия горизонта, характерная для его ранних работ, растворяется в бесконечной воздушной перспективе.
«Комедия жажды» (эстимейт 1,2–1,8 миллиона фунтов) с ее сложнейшей композицией из фантастических персонажей, мастерски вплетенных в эффектный экзотический пейзаж, — шедевр Макса Эрнста военного периода его творчества. Художник написал эту картину в 1941 году, вскоре после своего приезда в Нью-Йорк, на необычайном душевном подъеме перед открывающимися новыми возможностями. Настроение художника нашло отражение и в этой картине — с ее персонажами в динамичных ракурсах и взрывной экспрессией цвета, свидетельствующих об эмоциональной силе и новаторском мастерстве художника.
Предложение немецких экспрессионистов
Монументальное полотно Эрнста Людвига Кирхнера «Роща: Альбертплац в Дрездене» (эстимейт 5–7 миллионов фунтов) 1911 года представляет сочетание экспрессионистической эстетики в духе группы «Мост»,куда входил художник, и атмосферы космополитизма, что придает этой работе особое обаяние. Этот необычный по настроению и блестящий по технике исполнения городской пейзаж подтверждает уникальный талант Кирхнера, позиционируя его как ярчайшего представителя группы «Мост». Картина, написанная в том же году, когда Кирхнер и группа «Мост» переехали из Дрездена в Берлин, стала одной из последних работ мастера на дрезденскую тему — постоянную в его творчестве на протяжении периода становления художника. Изысканная цветовая палитра картины знаменует новый этап как в творчестве Кирхнера, так и экспрессионизма как направления в целом. Она стала предтечей целой серии новаторских городских видов художника, теперь уже берлинских.
Эффектная по цветовому решению и богатая деталями, энергетически мощная композиция Алексея Явленского «Девочка с красным бантом» (эстимейт 3–5 миллионов фунтов) относится к периоду сближения художника с группой «Синий всадник» и отражает круг формально-стилистических проблем, волновавших как самого Явленского, так и немецких авангардистов начала ХХ века. В этот период художник предпочитает не конкретизировать названий своих работ, тем самым фокусируя внимание на возможностях эмоционального воздействии цвета как такового.
Хелена Ньюман, глава департамента импрессионистов и искусства ХХ века Sotheby’s, Европа, говорит: «Мы счастливы, что можем предложить эту великолепную работу, которая подтверждает ключевую роль Явленского в немецком экспрессионизме. Она относится к 1911 году — периоду, в котором художник создал лучшие фигуративные композиции и который считал решающим для своего творчества: “Это поворотный момент в моем искусстве… Я создал свои самые сильные вещи”».
В 1911 Явленский жил и работал в Мюнхене, сначала тесно сотрудничая с Василием Кандинским в независимом художественном обществе «Новое объединение художников», возникшем в 1909 году. В 1911 году Кандинский основал художественный альманах «Синий всадник», где декларировались идеи одноименной группы художников о первостепенном значении цвета в их живописи и влиянии на нее народного искусства Восточной Европы. Явленский, испытавший сильнейшее влияние этих идей, выработал свой экспрессивный живописный язык с использованием пастозных цветовых мазков и жесткого черного контура. Представленная на аукционе картина — яркий пример нового стиля художника и немецкого экспрессионизма того периода.
В этой работе и тема, и манера письма напоминают о богатой традиции модернистской живописи, в частности искусства Ван Донгена и Матисса. Короткие же, плотные мазки, сочетание теплых и холодных тонов говорят о влиянии живописи Ван Гога и Сезанна.
«Девочка с красным бантом» была частью двусторонней картины. Первоначально на лицевой стороне располагалась композиция «Хелен», а на оборотной — представленная на аукционе работа. Позднее по замыслу художника она была разделена, что следует из составленного Явленским перечня, созданных им произведений.
«Цветы в саду» Эмиля Нольде (эстимейт 2–3 миллиона фунтов) — великолепное полотно, характерное для раннего периода художника, когда он создавал композиции на тему цветов и садов, которые считаются одними из лучших в его творчестве. Экспериментаторская техника пастозных мазков, создающих рельефную поверхность Нольде, выделяла его среди других молодых художников, включая Кирхнера и Хакеля, и оказала на них серьезное влияние. В 1903 году Нольде переехал в деревушку на острове Алсен, где снял дом у местного рыбака и развел сад, ставший постоянной темой его лучших работ. Активная роль цвета в этой картине 1908 года свидетельствует о новом, зрелом этапе в творчестве художника.
Впервые выставленная на торги работа Лионела Фейнингера «Мельница с красным человеком» (эстимейт 2–3 миллиона фунтов) происходит из наследия сына художника T. Люкса Фейнингера. Это великолепное произведение 1917 года демонстрирует всю самобытность своего автора мастера. Прихотливо деформируя перспективу и формы, используя необычную цветовую палитру, сочетая реалистические и фантазийные детали, Фейнингер в результате создает свой необычный завораживающий мир.
На торгах немецких экспрессионистов будут представлены также работы Отто Дикса и Макса Либерманна.
Скульптура Генри Мура
«Полулежащая фигура № 2. Трехчастный мост-подпорка» (эстимейт 1,5–2,5 миллиона фунтов) относится к числу топ-лотов аукциона 8 февраля и самых известных монументальных скульптур Генри Мура. Эта работа, задуманная в 1963 году и отлитая в шести экземплярах, — одна из технически самых сложных среди всех полулежащих фигур — важных и узнаваемых в творчестве Мура. Значение этого произведения подтверждается и посвященной этой теме монографией Дэвида Финна As the Eye Moves — A Sculpture by Henry Moore. Данная отливка — одна из двух еще оставшихся в частных руках. Остальные хранятся в крупных публичных собраниях мира, включая лондонскую галерею Тейт.
Источник: пресс-релизы Sotheby’s
Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/auctnews/20120120_sothebys.html
https://artinvestment.ru/en/news/auctnews/20120120_sothebys.html
© artinvestment.ru, 2025
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведения о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, предоставленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.
















