Рынок современного искусства в цифрах. Часть II
Подробности о живописи, скульптуре, фотографии, видео...
Недавно французский вебсайт Artprice.com опубликовал отчет о положении дел на рынке современного искусства, приуроченный к арт-ярмарке FIAC. ARTinvestment.RU предлагает краткий пересказ основных положений этого материала. Первую часть, повествующую об основных тенденциях в сегменте Contemporary, можно прочитать здесь. А сейчас речь пойдет о том, как в нынешней ситуации «чувствуют» себя различные субсегменты. В отчете рассматривается период с июля 2009 года по июль 2010. При составлении рейтингов учитывались исключительно аукционные продажи работ художников, родившихся после 1945.
Живопись
Из всех видов современного искусства выше всего на рынке ценятся, конечно же, картины. Годовой аукционный доход живописи (296,4 миллиона евро) составил 67,4 % от общей выручки. Полотен на торгах было продано в три раза больше, чем графических произведений, в 4,5 раза больше, чем фотографий, и в 5,7 раза больше, чем скульптур.
Сделки с произведениями живописцев, вошедших в первую десятку по аукционным доходам, обеспечили 35,5 % от годовой выручки субсегмента. Однако стоит отметить, что Contemporary (в отличие от таких категорий, как «Старые мастера» и «Модернизм») не может похвастаться 10-миллионными продажами. Artprice.com также отмечает, что в 2009–2010 годах наибольшим успехом у крупнейших коллекционеров пользовалась американская и китайская фигуративная живопись. В первую десятку живописцев вошли всего три художника из Европы — британцы Питер Дойг (Peter Doig) и Дэмиен Херст (Damien Hirst) и немец Мартин Киппенбергер (Martin Kippenberger).
Тор-10 современных живописцев по аукционному обороту в деньгах
1. Жан-Мишель Баскиа (Jean-Michel Basquiat), 25,5 миллиона евро
2. Питер Дойг (Peter Doig), 15,1 миллиона евро
3. Ричард Принс (Richard Prince), 11,1 миллиона евро
4. Мартин Киппенбергер (Martin Kippenberger), 9,9 миллиона евро
5. Чэнь Ифэй (Chen Yifei), 8,8 миллиона евро
6. Дэмиен Херст (Damien Hirst), 8,4 миллиона евро
7. Цзэн Фаньчжи (Zeng Fanzhi), 7,7 миллиона евро
8. Джефф Кунс (Jeff Koons), 6,4 миллиона евро
9. Кристофер Вул (Christopher Wool), 5,8 миллиона евро
10. Чжоу Чунъя (Zhou Chunya), 4,6 миллиона евро
Скульптура
Спрос на современную скульптуру никогда еще не был так высок: менее чем за десять лет цены в этом субсегменте выросли в три раза. Впрочем, миллионных сделок в рассматриваемый нами период было заключено сравнительно немного — всего девять (против 23 в 2008–2009). В сегменте модернизма, между тем, количество семизначных продаж выросло. Кто-то даже не стесняется выкладывать совершенно астрономические суммы, еще четыре года назад немыслимые: 66,4 миллиона евро за «Идущего человека I» Альберто Джакометти (Alberto Giacometti) и 43,2 миллиона за «Голову» Амедео Модильяни (Amedeo Modigliani). Успех модернистов вполне логичен в посткризисных условиях, где предпочтение отдается безопасным инвестициям в «проверенных временем» художников.
Тор-10 современных скульпторов по аукционному обороту в деньгах
1. Джефф Кунс, 11,6 миллиона евро
2. Аниш Капур (Anish Kapoor), 6,9 миллиона евро
3. Хуан Муньос (Juan Muñoz), 4,6 миллиона евро
4. Энтони Гормли (Antony Gormley), 2,3 миллиона евро
5. Маурицио Каттелан (Maurizio Cattelan), 1,7 миллиона евро
6. Чэнь Ли (Chen Li), 1,4 миллиона евро
7. Ван Чжан (Wang Zhan), 1,3 миллиона евро
8. Мэттью Дэй Джексон (Matthew Day Jackson), 1,08 миллиона евро
9. Бхарти Кхер (Bharti Kher), 1,03 миллиона евро
10. Субодх Гупта (Subodh Gupta), 855 тысяч евро
Световые инсталляции
В шестидесятых годах прошлого века художники Дэн Флавин (Dan Flavin), Джозеф Кошут (Joseph Kosuth) и Марио Мерц (Mario Merz) расширили представление о том, что такое скульптура, начав использовать неон. Продолжателей их дела на сегодняшней арт-сцене немало. Пример — британская художница Трейси Эмин (Tracey Emin), ставшая известной во многом благодаря поддержке коллекционера Чарльза Саатчи (Charles Saatchi). В 2009–2010 годах ее «неоновые романтические послания» с названиями вроде «Обещаю любить тебя», «Ты забыл поцеловать мою душу», «Те, кто страдает от любви» и т. д. продавались по цене от 32 до 81 тысячи евро за штуку. А вот другим протеже Саатчи, Тиму Ноблу и Сью Вебстер (Tim Noble& Sue Webster), не везло: ни одно их важное произведение не нашло покупателя на торгах.
Среди художников, чьи инсталляции были проданы весьма неплохо, — Олафур Элиассон («Один кубометр света», 200 тысяч евро), Ли Хуэй («Янтарь», 125 тысяч евро) и Иван Наварро («Белый электрический стул», 22,2 тысячи евро).
Видео
Аукционный рынок видеоискусства пока не устоялся, и произведения художников, не относящихся к патриархам жанра, появляются на открытых торгах лишь спорадически. Коллекционеры предпочитают произведения более «традиционных» видов искусства: как правило, понятно, как их хранить и где демонстрировать, а также не устареет ли та или иная работа с развитием технологий... Однако и здесь бывают внушительные аукционные результаты. Самым популярным из мастеров является Билл Виола (Bill Viola), цены на которого почти никогда не опускаются ниже 40 тысяч евро. Аукционный дебют художника состоялся в 2002-м, спустя год после того, как его инсталляция «Посещение Девой Марией Елисаветы», показанная на Венецианской биеннале — 1995, была куплена нью-йоркским Музеем современного искусства. Работа под названием Incrementation была продана за 62 240 евро — самый успешный дебют года. Три года спустя видео купили за 75 тысяч евро. За день до этого другое произведение Виолы, «Свидетель», стало первой его работой, принесшей трехзначную сумму — 271 тысячу евро. В ноябре 2007 работа «Свидетель» ушла за 341 тысячу. Виола является автором самого дорогого видео, проданного на аукционе в этом году («Пленение», 307 тысяч евро).
У тех, кто интересуется видеоартом, но пока не может позволить себе Виолу, есть возможность приобрести творения других представителей жанра по гораздо более разумным ценам: работы Пипилотти Рист (Pipilotti Rist) и Пьеррика Сорена (Pierrick Sorin) уходят за суммы от 3 до 20 тысяч евро, а за видео Тони Оурслера (Tony Oursler) дают от 15 до 25 тысяч.
Фотография
На рынке Сontemporary уникальность произведения, по-видимому, не имеет такого большого значения, как в других сегментах. Эксклюзивность фотографии обеспечивается маленькими тиражами (два, три, пять экземпляров), а вот уникальные снимки весьма и весьма редки. Сегодня (и это касается всех категорий работ) тиражные произведения периодически побивают в цене «единственные и неповторимые» лоты: примером может служить тот же «Идущий человек I» Джакометти, у которого есть целых пять братьев-близнецов. Эта скульптура, между прочим, некоторое время занимала первую строчку в списке самых дорогих произведений, когда-либо проданных с аукциона...
В то время как скульптура соревнуется за рыночное первенство с живописью, современная фотография соперничает с графикой. В этом году самая дорогая фотография («Мадонна I» немецкого художника Андреаса Гурски) принесла больше, чем самый дорогой рисунок (творение Жана-Мишеля Баскиа): покупатель выложил за снимок 925 тысяч фунтов стерлингов. Цена отражает как престиж творчества Гурски (ученика знаменитых Бернда и Хиллы Бехер, удостоившегося масштабной ретроспективы в МоМА), так и исключительные качества самой работы (монументальность — высота ее составляет почти 3 метра! — и малюсенький, два экземпляра, тираж). Вот они, ключевые критерии успеха на «фотографическом» рынке: музейный размер и редкость.
Аукционный взлет фотографии был быстр и громок. Еще в 1995-м годовой объем этого рынка составлял всего 1,4 миллиона евро (350 лотов). С тех пор цены на фото увеличились в четыре раза; а количество продаваемых на торгах снимков может составлять от трех до шести тысяч в год. За десять лет (с 1998 по 2008) годовой доход субсегмента вырос на 1 270 % (!). В 2009–2010 он достиг 7 % от общей выручки (31,1 миллиона евро). В годы арт-бума современная фотография стремительно поднялась в цене и обогнала классическую; в 2009-м этот рынок скорректировался и сегодня дает 40 % их общего дохода (как в 2006-м).
Впрочем, ни одному современному фотоснимку пока не удалось преодолеть на торгах отметку в 10 миллионов долларов; кроме того, годовой доход фотографии увеличился за период арт-бума (2003–2008) «всего» на 229 %, в то время как общий рост сегмента Contemporary составил аж 990 %. На рынке фотографии уровень спекуляций невысок, поэтому и коррекция его была не сильной. Тем не менее его «верхушка» серьезно почувствовала уменьшение спроса, и на волне страха перед значительным спадом три крупнейших аукционных дома (Christie’s, Sotheby’s, Phillips de Pury) приняли «антикризисные меры»: сократили число специализированных торгов (в 2008 году их было 23, в 2009-м — 14) и урезали эстимейты. За год объем продаж современной фотографии уменьшился на 62 %. Что касается непроданных работ, то в 2008–2010 годах их количество варьировалось между 43 и 48 % (в среднем на 33 % выше, чем в 2003–2007). Этому рынку явно нужно больше времени, чтобы оправиться от кризисного шока.
Тор-9 современных фотографов по аукционному обороту в деньгах
1. Андреас Гурски (Andreas Gursky), 3,5 миллиона евро
2. Синди Шерман (Cindy Sherman), 1,7 миллиона евро
3. Роберт Мэпплторп (Robert Mapplethorpe), 1,7 миллиона евро
4. Вик Мюнис (Vik Muniz), 1,5 миллиона евро
5. Хироси Сугимото (Hiroshi Sugimoto), 1,5 миллиона евро
6. Томас Рафф (Thomas Ruff), 1,2 миллиона евро
7. Томас Штрут (Thomas Struth), 961 тысяча евро
8. Ричард Принс (Richard Prince), 881 тысяча евро
9. Флориан Майер-Айхен (Florian Maier-Aichen), 819 тысяч евро
Artprice также представил список Тор-500 художников по общему аукционному обороту в деньгах. Первая десятка выглядит так:
1. Жан-Мишель Баскиа, 30 908 576 евро, 70 лотов
2. Джефф Кунс, 18 186 719 евро, 70 лотов
3. Питер Дойг, 15 271 083 евро, 43 лота
4. Ричард Принс, 12 486 733 евро, 43 лота
5. Мартин Киппенбергер, 11 354 823 евро, 55 лотов
6. Дэмиен Херст, 10 247 639 евро, 199 лотов
7. Чэнь Ифэй, 8 880 726 евро, 19 лотов
8. Цзэн Фаньчжи, 8 064 144 евро, 29 лотов
9. Маурицио Каттелан, 7 467 321 евро, 15 лотов
10. Аниш Капур, 6 994 360 евро, 37 лотов
Полностью отчет доступен
Источники:
Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/auctnews/20101027_artprice.html
https://artinvestment.ru/en/news/auctnews/20101027_artprice.html
© artinvestment.ru, 2024
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.