«Русские торги» в июне. Подводим итоги
На торгах в Лондоне были и старорежимные рекорды, и необъяснимые провалы, и открытость новому (едва ли не главный симптом оздоровления ситуации). Были события, была «жизнь» — а это сейчас главное
Вот и завершились июньские «русские торги» в Лондоне. Самолеты со счастливыми коллекционерам вернулись в грозовую Москву, эмоции схлынули, и настало время подводить итоги, осмыслить, что, собственно, произошло. И есть с чем сравнивать. Прошлые торги, первые кризисные, отличались высокой нервозностью, зажатостью, полнейшей неопределенностью «орел-решка». Продавцы не могли, а покупатели не хотели жить по-старому. Все пытались угадать скорость достижения дна, а потому ярких событий от тех торгов ждать не приходилось. Ситуацию, когда доля продаж превышала 30 %, впору было встречать аплодисментами.
В этот же раз все, к счастью, было совсем по-другому. Порой даже с шиком прежних времен — были и старорежимные рекорды, и необъяснимые провалы, и открытость новому (едва ли не главный симптом оздоровления ситуации). Были события, была «жизнь» — а это сейчас главное. Попробуем разложить все по полочкам.
Сенсация торгов. Самым эффектным ценовым событием торгов стала продажа «Деревенской ярмарки» Бориса Кустодиева. Работа с эстимейтом в 1–1,5 миллиона фунтов принесла 2,84 миллиона фунтов (4,65 миллиона долларов). Причем вещь далеко не самая лучшая. Картина поступила на открытые торги повторно — показательный момент для оценки доходности. Так вот получилось, что за 14 лет 49,2 тысячи фунтов, вложенные в картину прежним владельцем, преумножились в 57 раз. Результат — просто для учебника по арт-инвестициям. AI в своих прогнозах мог предположить уход за миллион, но не за пять. С другой стороны, нефть уже за 70 — не 40 и не 60 долларов за баррель. А Кустодиева больше не становится.
Важно отметить, что «Деревенская ярмарка» Бориса Кустодиева не просто установила рекорд для отдельных торгов (почти на каждых торгах устанавливается какой-то рекорд). Она перетасовала наш топ-12 русских художников. 2,84 миллиона фунтов Кустодиева двинули с десятого места Владимира Баранова-Россине (холст «Ритм» 1910 года был продан прошлым летом на Christie’s за 2,72 миллиона фунтов). А исторический свадебный генерал русских торгов Иван Айвазовский из-за громкого успеха Кустодиева и вовсе был вынужден покинуть топ-12 русских художников, сместившись на 13-е место. Скептики, конечно, заметят, что фунт уже не тот, что прежде, — всего лишь 1,64 доллара. Ну уж извините, кого в чем торговали, того так и записали. Да и значения события курсовые разницы не умаляют. Чтобы в разгар финансовой нестабильности, понимаешь, да так нежданно-негаданно…
Рекордные продажи. Одна из особенностей нынешних торгов состояла в том, что превышения эстимейтов в несколько раз фиксировались с завидной регулярностью. Двукратных превышений было так и вовсе не счесть — прямо-таки заурядный случай. Но и среди них стоит отметить некоторых счастливчиков, благодаря их высоким сборам в денежном выражении. Например, на торгах «удвоился» двухметровый «Мостик в Форт-Аршамбо» Александра Яковлева. Грациозные африканки, плавно идущие по ветхому мостику, 8 июня облегчили кошелек покупателя на Sotheby’s на 541 тысячу фунтов при эстимейте 200–300 тысяч фунтов. На тех же торгах выдающееся двукратное превышение показала и ранняя картина Исаака Бродского. Холст сложной судьбы (прежний владелец считал его работой французского импрессиониста и буквально пришил ему небо) «Нянька с детьми» (1912), несмотря на фантастический эстимейт 300–500 тысяч фунтов, был продан за совсем уж фантастические 937 тысяч фунтов. Это ведь почти полтора миллиона долларов, не стыдные и для настоящего французского импрессиониста. AI такому успеху не устает удивляться, но победителей не судят.
На торгах Christie’s сенсацию породила вещь с обложки — «Финская деревня. Крыши» Василия Шухаева. Работа несомненно высокого качества, и потому AI предсказывал ей уход выше нижнего эстимейта 300–500 тысяч фунтов. Но предположить уход за 690,8 тысячи фунтов было все же выше наших сил. Круг коллекционеров Шухаева не велик, но, как видим, они способны на отчаянную борьбу.
Результат в 23,8 тысячи фунтов за работу Поля Мака «Русская красавица» — пусть не самый сногсшибательный рекорд для творчества художника в деньгах, но важно другое. Есть ощущение, что в аукционной обойме русских торгов появилось новое имя, мало изученный русский художник с большим аукционным потенциалом. Это, можно сказать, стало открытием торгов Sotheby’s. И если на аукционы начнут поступать работы сопоставимого с «Русской красавицей» класса, то мы увидим «лесенку» растущих цен.
Десятого же июня на Sotheby’s многократные превышения сыпались как из рога изобилия. Интрига вокруг работ Сомова (нездоровая традиция последней пары лет) на сей раз воплотилась в почти 6-кратное превышение верхнего эстимейта. «Дамский портрет» с оценкой в 30–50 тысяч фунтов был продан за 289 тысяч фунтов. На тех же торгах состоялась и схватка за Николая Рериха. Его «Гималайский пейзаж» продали за 82 тысячи фунтов с эстимейта 12–18 тысяч. Эффектный рекорд установил также «Пейзаж» Константина Крыжицкого. По мнению AI, это была не просто хорошая работа, но лучшее из произведений художника, когда-либо выставляемых на аукционные торги. Поэтому мы не побоялись предсказать 70 тысяч фунтов, средний эстимейт, но рекорд для творчества Крыжицкого. В результате картину купили за 289 тысяч фунтов, более чем в четыре раза дороже. Каково, а?
Неудачи торгов. Пожалуй, главной неудачей торгов, причем неудачей совершенно неожиданной, стал результат not sold для холста Михаила Нестерова «Святые воины Пересвет и Ослябя». AI эта работа нравится, и уход предсказывался выше эстимейта в 400–600 тысяч фунтов. Сложно понять, что привело к такому раскладу, но факт остается фактом — покупателя на заметную эпическую работу автора «Видения отроку Варфоломею» не нашлось. Довольно вяло продавались и отдельные работы (например, разрекламированный портрет «Ольга Михайловна и Наташа») шестидесятника Сретенской группы Олега Васильева, в которых интересно сочетается концептуальность с реалистической декоративностью. Вероятной причиной нескольких not sold могли стать как переоценка, так и временное снижение избыточного интереса к современному искусству. Ложка меда — почти 40 тысяч фунтов за васильевский холст «После дождя», проданный на Christie’s 9 июня. Еще можно вспомнить, что судьба not sold постигла, к примеру, «Композицию с деревом» Краснопевцева (маленький размер) и красивую «Синюю бабочку с черными пятнышками» Алексея Костромы (на удивление). Но в общем ничего драматического в обоих случаях нет.
Послевоенное неофициальное и современное актуальное искусство. На прошлых, «панических» торгах шестидесятники, представители послевоенного неофициального искусства выступили довольно неуверенно. Впервые после двух лет бурного ценового роста. Это сразу породило волну далеко идущих выводов, балансирующих между озабоченностью и злорадством. Но на сей раз все вернулось в свою колею — работы шестидесятников уверенно продавались в пределах эстимейтов. Что Оскар Рабин со «Скрипкой на кладбище» (на Christie’s 34 тысячи при эстимейте 20–30 тысяч, прогноз AI был 45), что Эрнст Неизвестный с «Маской» (тоже Christie’s, 12,5 тысячи при эстимейте 8–12 тысяч и прогнозе AI 16 тысяч) вполне уложились в норматив. Предсказуемо хорошо была продана на MacDougall’s очень эффектная «Черепаха» Дмитрия Плавинского — 64,7 тысячи фунтов (при высоком эстимейте 50–90 тысяч фунтов).
На удивление, были и свои рекорды. Так картина «Дама с кошачьим черепом» 1956 года, работа Бориса Свешникова, с эстимейта 60–90 тысяч фунтов доторговалась до 210,5 тысячи фунтов, что стало максимальной аукционной ценой для творчества художника. Произведения Свешникова этого периода на торгах появляются не часто (все больше бывают вещи поздние), но подобных ценовых рывков и близко не было.
«Молодежь» от неофициального искусства тоже не подвела. Пусть двухметровое панно идеологов соц-арта Комара и Меламида «Что делать?» формально не дотянуло до нижнего эстимейта в 100 тысяч фунтов, но вырученные за него 97 тысяч фунтов — это разве плохой результат? Просто кому-то из коллекционеров удалось сделать выгодные покупки. Например, знаменитая работа Caviar Girl Александра Косолапова обошлась покупателю в 11 тысяч фунтов (эстимейт был 15–20 тысяч). А его другая всем известная работа Lenin Coca-Cola с эстимейта 25–35 тысяч фунтов дошла до 44,5 тысячи фунтов.
Повышенный процент непроданных лотов и относительно невысокие цены (по сравнению с «антикварными») породил у наблюдателей ощущение, что торги по «актуальному» разделу современного искусства прошли ни шатко, ни валко. В общем инвестиционный статус, конечно, надо заслужить. Если по шестидесятникам-семидесятникам уже накоплена статистика, то «новобранцам» приходилось нелегко. Однако, если посмотреть на общую картину, и актуальное современное искусство не было бедным родственником на этих торгах. Все качественные работы первых имен «отторговались» вполне результативно. Из вещей, отмеченных AI, непроданными остались лишь пара-тройка работ. К примеру, доску из серии «Хлеба» Анатолия Осмоловского купили за 11 тысяч фунтов, близко к нижнему эстимейту. А фотография «Шея» работы Олега Доу на Christie’s досталась покупателю прямо-таки как по спецпредложению — за 2 тысячи фунтов
Словом, можно сказать, что торги «русской недели» прошли без нервотрепки, гладко. Первый Bonhams опять оказался не в лучшей форме. Christie’s же, наоборот, прошел с успехом, несмотря на слабый каталог. А в среднем все получилось в соответствии с ожиданиями. Появилось ощущение, что участники миновали фазу ожидания дна и перестали откладывать покупки. Основные тенденции, проявившие себя в кризис, остались прежними: более прогнозируемо в сложных условиях ведет себя антиквариат, а наиболее бурно растущие в прошлом направления более подвержены ценовой волатильности. Плюс те же проблемы испытывают «середнячки» по качеству. А вот работы выдающиеся, вещи наилучшего качества находят покупателей в любую погоду.
Источники:
Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/auctnews/20090616_bogdanov_results.html
https://artinvestment.ru/en/news/auctnews/20090616_bogdanov_results.html
© artinvestment.ru, 2024
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.