Скандал на рынке старых мастеров
Дело Ван Мегерена продолжает жить! Подделки неизвестного последователя гениального фальсификатора убедили даже экспертов Sotheby’s. Скандал разрастается, а полиция разыскивает автора
Знатоки говорят, что такого масштабного разоблачения подделок под Франса Халса, Лукаса Кранаха и других первых и вторых имен рынка старых мастеров не было со времен мегереновских «Вермееров». Под вопросом находится подлинность произведений, общей стоимостью (пока еще) около $200 000 000.
Английская пресса сообщает, что в начале этого года французская полиция изъяла на выставке «Венеру» якобы Лукаса Кранаха у принца Лихтенштейна в рамках полномасштабного расследования о мошенничестве с подделками, в котором фигурирует чуть ли не 25 картин старых мастеров. «Венеру» якобы 1531 года принцу продали в лондонской галерее Colnaghi Gallery три года назад за £6 000 000. Теперь картиной занимаются эксперты Лувра, у которых есть большие сомнения в подлинности (точнее, уже нет, скорее всего, но официально результаты их работы еще не объявлены).
Затем, уже недавно, Sotheby’s пришлось столкнуться с возвратом работы «Франса Халса» стоимостью £8 400 000. Тоже оказался фальшивым. Его продали известному коллекционеру из США. И теперь аукцион разбирается с дилером, который принес им эту работу.
Кроме Халса, известно о проблеме с работой «Орацио Джентилески». Его «Давид с головой Голиафа», проданный молодому коллекционеру, тоже оказался недостаточно хорош. Пикантности ситуации добавляет тот факт, что «Давид» довольно долго провисел в лондонской Национальной галерее на правах аренды. Это уже о-го-го какой провенанс.
Но как раз на провенансе схема и погорела. Подделки, сделанные на высоком техническом уровне, удалось сбыть через галереи, протащить в собрания известных коллекционеров. Жулики почти все предусмотрели, но вот создать убедительную историю бытования не получилось. А Кранахов с бабушкиного чердака не бывает. Должны быть упоминания в литературе, столетия выставочной истории. Это все тоже можно попытаться подделать, но гораздо сложнее, и при желании все проверятся.
А ведь не случись скандала, и через несколько лет эти работы были бы выставлены на аукционы с весьма убедительными историями: «из собрания принца Лихтенштейна» или «из собрания известного американского коллекционера». Совсем другое дело.
По информации британских журналистов, следы преступников ведут в Италию. Многие вещи подозрительно прошли через руки 71-летнего французского коллекционера с итальянской фамилией, но он справедливо возражает, что он такой же коллекционер, как и все, а не эксперт. Никто пока не пойман. А рынок старых мастеров, который всегда считался медленно растущим, зато надежным, после этого долгие годы будет зализывать раны. Как было с нашим антикварным рынком после масштабного скандала с перелицовками европейских художников под передвижников. Что касается непосредственного влияния скандала на наш рынок, то оно вряд ли будет заметным. Коллекционеры старых мастеров в России тоже есть (включая очень богатых и влиятельных), но их мало.
Источники: dailymail.co.uk, interfax.ru, artinvestment.ru
Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/artnews/20161010_oldmasters.html
https://artinvestment.ru/en/news/artnews/20161010_oldmasters.html
© artinvestment.ru, 2024
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.