Скандал в Баварии: после войны правительство продавало конфискованное у евреев искусство родственникам нацистов
ARTinvestment.RU   30 июня 2016

Помимо этого проводились закрытые аукционы невостребованных законными владельцами предметов, через которые прошли сотни работ

25 июня в немецкой газете Sueddeutsche Zeitung была напечатана статья «Мюнхенский рынок краденого искусства», способная перевернуть с ног на голову наше прежнее представление о ходе реституции в Германии. Сенсационное расследование, опубликованное журналистами Кэтрин Лорх (Catrin Lorch) и Йоргом Ханцшелем (Joerg Hantzschel), выявило, что власти Баварии, которым после войны были переданы произведения искусства для возвращения их жертвам Холокоста, в ряде случаев не только не осуществили этот возврат, но продали или просто так отдали эти работы не кому-нибудь, а родственникам нацистов, когда-то их конфисковавших. Например, бывшей жене Бальдура фон Шираха — рейхсюгендфюрера и гауляйтера Вены.

Авторы статьи ссылаются на сведения и документы, предоставленные им Комиссией конфискованного искусства в Европе (The Commission for Looted Art in Europe — CLAE). CLAE базируется в Лондоне и помогает жертвам Холокоста и их наследникам в розыске их имущества. По данным CLAE, в конце войны специальное подразделение американской армии Monuments Men, занимавшееся розыском по тайникам и нацистским коллекциям краденых произведений искусства, передало свыше 10 тысяч найденных ими работ в распоряжение Государственной художественной коллекции Баварии (Bayerische Staatsgemäldesammlung — BSGS) с тем, чтобы новые власти вернули их законным владельцам.

Однако после ухода Monuments Men в BSGS не торопились приступить к реституции. И люди, которые возглавили Государственную художественную коллекцию Баварии, были связаны с прежним, нацистским правительством: глава BSGS Эберхард Ганфштенгль (Eberhard Hanfstaengl) был кузеном Эрнста Ганфштенгля — пресс-секретаря Гитлера по связям с зарубежной прессой. Судя по документам, в 1949 году Эберхард Ганфштенгль передал из хранилища Государственной художественной коллекции Баварии 44 предмета мебели, картин и ковров «дорогой миссис Гофман». Эта миссис Гофман не кто иная, как дочь фотографа Гитлера Ганса Гофмана и бывшая жена Бальдура фон Шираха. Генриетта Гофман заверила главу BSGS в том, что все эти предметы были приобретены ею до замужества. А Ганфштенгль, в свою очередь, отметил в своих записях, что передаваемые предметы «не представляют ценности». В последующие годы Генриетта Гофман вернула и другие работы, а часть выкупила. Многие из этих предметов, возвращенных Генриетте Гофман, происходят из коллекции еврейской семьи Краус, вынужденной эмигрировать из Вены в США и лишившейся своего собрания и имения. Их попытки вернуть свою коллекцию после войны были тщетны. А родственники нацистов, напротив, в этом преуспели, поскольку старые связи и знакомства, несмотря ни на что, оставались в силе.

Например, о своих правах заявила Эмми Геринг — вдова Германа Геринга. В базе данных Мюнхенского коллектора произведений искусства существует категория предметов, «запрошенных Эмми Геринг». В ней 34 предмета, включая картины Гвидо Рени, Лукаса Кранаха и Питера Брейгеля. Эберхард Ганфштенгль лично помогал Эмми Геринг, рядом с одной из работ в этом списке стоит запись его рукой: «это подарок генерал-фельдмаршала Геринга своей жене Эмми Геринг на Рождество 1938 года, а значит, её собственность». И подобных заметок на полях множество. Были ли запрошенные работы в действительности переданы Эмми Геринг, мы не знаем. По утверждению CLAE, им закрыт доступ к архивам BSGS (хотя в управлении архива это отрицают).

Если верить данным CLAE, то сотрудники Государственной художественной коллекции, Министерства культуры и мюнхенского подразделения Министерства финансов в послевоенный период не торопились вести розыск настоящих владельцев имеющихся у них предметов, счет которых шел на тысячи. Вместо этого они определили невостребованные предметы как «не представляющие музейной ценности» и провели их «утилизацию». В конце 1940-х министерство финансов проводило закрытые аукционы таких предметов. Затем «утилизацией» занялись аукционные дома Weinmüller, Lempertz и Leo Spik (те же дома, что продавали конфискованные у евреев работы при нацистах). На этих аукционах эти работы покупали в том числе государственные институции и музеи. Так, работа из коллекции Геринга попала в «Петерсберг» (дом отдыха для немецкого правительства), а копия работы Каналетто из собрания Гитлера попала в здание Парламентской Ассоциации в Бонне.

Сегодня практически невозможно отследить предметы, проданные на тех закрытых аукционах. Невостребованные произведения продавали всю вторую половину ХХ века. Исследователи обнаружили в архиве Мюнхенского центрального института истории искусств (Münchner Zentralinstitut), что в период с 1961 по 1998 год было продано по меньшей мере от 500 до 600 работ, которые легко можно определить как конфискованные нацистами у еврейских семей.

Представители Баварской Государственной художественной коллекции 28 июня опубликовали официальный ответ, в котором отрицают предъявленные им обвинения и заявляют, что они «настолько прозрачны, насколько это возможно», а их главная цель — поиск «справедливых решений» в отношении наследников жертв Холокоста в соответствии с Вашингтонскими положениями 1998 года.

Источники: lootedart.com, observer.com, theartnewspaper.com, artinvestment.ru


Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/artnews/20160630_bavaria.html
https://artinvestment.ru/en/news/artnews/20160630_bavaria.html

При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна

Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.


Индексы арт-рынка ARTIMX
Индекс
Дата
Знач.
Изм.
ARTIMX
13/07
1502.83
+4,31%
ARTIMX-RUS
13/07
1502.83
+4,31%
Показать:

Топ 37

Узнайте первым об открытии аукциона!

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».
Наверх