На сына связанного с нацистами арт-дилера зря повесили все грехи?
Пока лишь о 5 из 1 500 работ собрания Гурлитта можно сказать, что они имеют криминальное происхождение. Наблюдатели разочарованы результатами двухлетнего расследования
После двух лет активной деятельности следствие, работающее над делом Гурлитта, смогло установить лишь 5 работ из полуторатысячного собрания, которые однозначно были ранее незаконно изъяты нацистами и могут быть возвращены наследникам бывших владельцев. Цифра обескураживает. Раньше считалось, что если не все, так половина работ из «клада Гурлитта» имеет криминальное происхождение. То есть была отобрана у еврейских семей или куплена у них насильно и по бросовым ценам.
Про «клад Гурлитта» читатели ARTinvestment.RU скорее всего наслышаны, мы неоднократно писали об этом деле. Но напомню в двух словах. В 2011 году в Мюнхене, в квартире обычного многоквартирного дома, в захламленных помещениях, на стеллажах были обнаружены около 1 500 картин и рисунков, включая вещи Пабло Пикассо, Анри Матисса, Марка Шагала, Эмиля Нольде, Франца Марка, Макса Бекмана, Пауля Клее, Оскара Кокошки, Эрнста Людвига Кирхнера, Макса Либермана, Альбрехта Дюрера и других. Владельцем оказался тихий 80-летний старичок — Корнелиус Гурлитт, который попал в поле зрение властей с разрешенной, но подозрительно большой суммой наличных.
Откуда картины? Скорее всего, большая часть — от папы, Хильдебранда Гурлитта, которого пресса прозвала «арт-дилером Гитлера». Гурлитт-папа собирал модернистов, «дегенеративное искусство», а с приходом к власти нацистов выступал посредником при продаже конфискованных у евреев работ за границу. И себе тоже что-то не забывал покупать. Интересно, что бабушка у Хильдебранда была еврейкой, но видно Геббельсу так нужны были профессионалы со связями, что на неарийское происхождение он иногда закрывал глаза. После победы Гурлитт убедил союзников, что его коллекция погибла при бомбардировке Дрездена, а в 1956 году погиб в автокатастрофе.
А жена, а позже сын хранили тайну, периодически конфиденциально продавая что-то со стеллажей. Когда «клад Гурлитта» обнаружили, пресса повесила на наследника всех собак. Как все это выглядело со стороны — понятно: раз скрывали, значит, все это кровавые картины времен Холокоста. Любые оправдания сына не работали. Тем более что кое-что из обвинений даже доказали. Например, холст Макса Либермана был возвращен внучатому племяннику довоенного владельца и картину тут же продали на Sotheby’s. И это должно было стать лишь первой ласточкой. Навскидку называлась цифра, что не менее 500 работ подлежат реституции. И вдруг такой странный результат. Всего пять доказанных случаев криминального происхождения на 1500 работ за два года следствия. Неожиданно.
Источник: thelocal.de
Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/artnews/20151228_gurlitt.html
https://artinvestment.ru/en/news/artnews/20151228_gurlitt.html
© artinvestment.ru, 2024
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.