Рынок современного искусства за год: факты и цифры
Традиционный годовой отчет Artprice о положении рынка современного искусства (с июля 2014 года по 2 июля 2015-го)
Французский сайт Artprice подготовил свой традиционный отчет о положении дел на рынке современного искусства за минувший аукционный год. Рассматривался период с июля 2014 года по 2 июля 2015-го. К современным художникам Artprice относит только авторов, родившихся после 1945 года. Все опубликованные в отчете данные даются без учета комиссии аукционного дома Buyer’s Premium. Приводим краткие выдержки из этого обзора.
Начинается обзор с оптимистических утверждений о том, что рынок современного искусства стал удобным и прозрачным, что среди его клиентов все больше музеев (по оценкам Artprice, в год открываются не менее 700 новых музеев), что современному художнику не обязательно становиться мертвым, чтобы быть успешным, и т.д., и т.п.
Но как бы мы не восхваляли бойкую торговлю на рынке современного искусства, необходимо понимать, что погоду здесь по-прежнему делает первая сотня или даже первая десятка ключевых авторов, а не все современные художники в целом. По оценкам Artprice, 68 % глобального оборота современного искусства (а это $1,2 млрд) приходится на Топ-100 самых успешных художников по аукционному обороту. 35 % от глобального аукционного оборота контемпорари-арта — это заслуга первых 10 художников в этом списке. Более того, 18 % от мирового аукционного оборота современного искусства (считай, пятую часть) составляют продажи работ всего трех авторов. Эта первая тройка уже несколько лет подряд остается неизменной — Жан-Мишель Баския, Кристофер Вул и Джефф Кунс. За рассматриваемый период суммарный аукционный оборот первой тройки современных художников составил $320,5 млн (что почти в десять раз больше всего годового аукционного оборота контемпорари-арта во Франции — $35,6 млн).
Топ-10 самых успешных современных художников по аукционному обороту
(июль 2014 — 2 июля 2015)
№ | Художник | Страна | Аукционный оборот, $ | Продано лотов | Лучший результат, $ |
1 | Жан-Мишель Баския | США | 125 821 233 | 79 | 33 000 000 |
2 | Кристофер Вул (1955) | США | 112 993 962 | 48 | 26 500 000 |
3 | Джефф Кунс (1955) | США | 81 875 747 | 83 | 23 000 000 |
4 | Питер Дойг (1959) | Великобритания | 66 291 922 | 72 | 23 000 000 |
5 | Мартин Киппенбергер | Германия | 65 203 894 | 55 | 20 000 000 |
6 | Цзэн Фаньчжи (1964) | Китай | 35 264 485 | 37 | 3 606 400 |
7 | Ричард Принс (1949) | США | 32 890 935 | 70 | 5 000 000 |
8 | Чжу Синьцзянь (1953–2014) | Китай | 24 957 628 | 881 | 898 150 |
9 | Кит Харинг (1958–1990) | США | 24 561 428 | 295 | 2 600 000 |
10 | Дэмиен Херст (1965) | Великобритания | 22 752 223 | 296 | 4 037 540 |
Аукционных результатов свыше $20 млн за минувший год достигли все те же Баския, Вул и Кунс, впервые в этот «клуб» вошли Питер Дойг (новый рекорд работы Swamped — $23 млн, или $25,9 млн с учетом комиссии) и Мартин Киппенбергер (рекорд работы «Без названия» — $20 млн, или $22,6 млн с комиссией). За суммы свыше $10 млн в рассматриваемый период было продано 14 работ (таких работ будет 16, если учесть комиссию ВР). Причем их авторы — все та же вышеупомянутая пятерка. За одним исключением. За $10,7 млн была продана серия из 18 рисунков китайского художника Ян Яня (Yang Yan) 1958 года рождения.
Мировые рынки современного искусства
Китай: В минувшем году Китай уступил право называться главным продавцом произведений контемпорари-арта Соединенным Штатам Америки. Оборот современного искусства на арт-рынке Поднебесной (включая аукционные площадки Гонконга и Тайваня) существенно снизился (на 36,9 % по сравнению с предыдущим годом) и составил $542 млн (в 2013–2014 гг. оборот современного искусства в Китае составлял $860 млн). Причину снижения арт-рынка аналитики Artprice видят, во-первых, в масштабной антикоррупционной программе председателя КНР Си Цзиньпина, заставившей многих бизнесменов и чиновников отказаться от покупок искусства. Во-вторых, наблюдается общее снижение экономического роста (к концу 2014 года китайская экономика показала наименьший прирост за последние 25 лет). Между тем необходимо понимать, что после стремительного и отчасти спекулятивного роста на китайском арт-рынке в предыдущие годы некоторое снижение является неизбежным и естественным. Спрос на работы современных авторов упал значительно: процент непроданных лотов увеличился с 24 % до 31 %. Однако в Топ-50 художников мира по аукционному обороту 17 позиций по-прежнему остаются за китайскими авторами. А в целом китайские художники, рожденные после 1945 года, ответственны за 21 % от глобального оборота контемпорари-арта.
США: Оборот современного искусства в Соединенных Штатах за год составил $650 млн, что почти на $90 млн больше, чем сумел за то же время продать Китай. США, таким образом, стали мировым лидером в области продаж современного искусства. А между тем американский рынок тоже несколько снизился (на 13 %) по сравнению с периодом 2013–2014 гг. Практически все многомиллионные сделки происходят в Нью-Йорке: 9 из 10 самых дорогих лотов года сменили владельцев на аукционных площадках Большого Яблока. Этот город, как магнит, притягивает самых известных художников, дилеров, коллекционеров. Из $650 млн американского аукционного оборота $631 млн (97 %) — это заслуга Нью-Йорка. И хотя только 6 % от общего количества проданных в мире лотов прошли через Нью-Йорк, выручка от продажи этой 6%-ной доли составила аж 36 % от глобального аукционного оборота современного искусства. Кроме того, 39 % от глобального аукционного оборота принесли работы художников, считающих себя американцами.
Великобритания: Третьей страной в мире по объемам продаж современного искусства является Великобритания. За период с июля 2014 по 2 июля 2015 эта страна реализовала современного искусства на $410 млн, что на 75 % больше, чем в предыдущем году. Британии принадлежит 23%-ная доля от глобального аукционного пирога контемпорари-арта. Именно на лондонских аукционных площадках лучше всего продаются произведения группы Young British Artists, а также британских художников индийского происхождения — Аниша Капура, Бхарти Кхер, Рашида Рана и др. На долю британских художников приходится 10,7 % от общемирового аукционного оборота. Остальные европейские страны идут за Великобританией с сильным отставанием.
Топ-10 стран мира по продажам современного искусства (2014/2015)
№ | Страна | Оборот современного искусства, млн $ | Доля от глобального оборота, % |
1 | США | 650,1 | 37 |
2 | Китай | 542,8 | 31 |
3 | Великобритания | 410,5 | 23 |
4 | Франция | 35,6 | 2 |
5 | Германия | 17,8 | 1 |
6 | Катар | 9,3 | 0,5 |
7 | Австралия | 7,5 | 0,4 |
8 | Турция | 6,5 | 0,37 |
9 | Австрия | 6,2 | 0,35 |
10 | Сингапур | 5,4 | 0,3 |
Топ-10 городов мира по продажам современного искусства (2014/2015)
№ | Страна | Оборот современного искусства, млн $ | Продано лотов | Процент непроданных лотов, % |
1 | Нью-Йорк | 631,286 | 3379 | 29,3 |
2 | Лондон | 407,277 | 3642 | 33,6 |
3 | Пекин | 228,127 | 5105 | 29,9 |
4 | Гонконг | 146,669 | 1591 | 33,1 |
5 | Шанхай | 52,228 | 1196 | 34,4 |
6 | Нанкин | 33,18 | 1784 | 26,3 |
7 | Париж | 31,047 | 3954 | 52,1 |
8 | Гуанчжоу | 27,219 | 1221 | 30 |
9 | Ханчжоу | 17,13 | 235 | 11,7 |
10 | Тайбэй | 13,48 | 364 | 31,6 |
Рынок современного искусства в цифрах (с июля 2014 по 2 июля 2015)
$1,76 млрд — глобальный аукционный оборот произведений художников, рожденных после 1945 года. На 12 % меньше, чем в 2013/2014 году;
13 % — доля современного искусства в общемировом аукционном обороте всех произведений искусства всех периодов;
91 % от общего аукционного оборота современного искусства принесли в этом году три ведущих арт-рынка — США, Китая и Великобритании;
$410 млн — аукционный оборот современного искусства в Великобритании за год (на 74,7 % больше, чем в прошлом году). Это всего на $ 130 млн меньше, чем в Китае. В период 2013–2014 отставание Великобритании от Китая составляло $630 млн;
–36,9% — снижение китайского арт-рынка по сравнению с 2013/2014;
55 400 произведений современного искусства продано за год. Китай — лидер по количеству проданных лотов (примерно 25 % от общего количества реализованных лотов прошли через аукционные площадки Китая;
24 200 живописных произведений продано за год. Живопись принесла свыше $1 млрд на аукционных торгах, т.е. 61,2 % от глобального оборота контемпорари-арта. 73 % аукционных результатов свыше $1 млн — это аукционные сделки с живописными произведениями;
15 400 графических произведений продано за год. Работы на бумаге составляют 17,4 % от глобального оборота современного искусства (скульптура — 15,3 %; фотография — 4,6 %; тиражная графика — 1,2 %);
64 % лотов проданы за суммы менее $5 000. И только 8 % произведений современного искусства были проданы за суммы свыше $50 000;
205 результатов свыше $1 млн (0,37 % от общего количества произведений современного искусства, проданных в мире). На 15 % меньше, чем в прошлом году;
2 785 новых персональных аукционных рекордов. 6 % всех современных художников (рожденных после 1945 года) обновили свои персональные рекорды;
$37,1 млн — лучший результат для современного искусства за год (работа Жана-Мишеля Баскии «Поле рядом с другой дорогой» на Christie’s 13 мая 2015). Всего же за год работы Баскии принесли $145 млн — 7 % от глобального аукционного оборота современного искусства.
Источники: artprice.com, artinvestment.ru
Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/artnews/20151123_artprice_report.html
https://artinvestment.ru/en/news/artnews/20151123_artprice_report.html
© artinvestment.ru, 2025
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведения о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, предоставленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.