В Пскове раскрыты фрески, которых никто не видел с XVII века
В Соборе Рождества Богородицы Снетогорского монастыря в Пскове расчистили фреску со сценами Апокалипсиса
В Снетогорском монастыре в Пскове раскрыты фрески, которых никто не видел с XVII века. Как сообщила старший научный сотрудник Псковского музея-заповедника Ирина Мельникова, при реставрационных работах по замене кровли Собора Рождества Богородицы Снетогорского монастыря возникла необходимость укрепить фреску, украшавшую фасад притвора конца XV века. Московские реставраторы-монументалисты очистили от мусора и сделали аварийное укрепление фрагмента фресковой композиции, которую никто не видел уже несколько сотен лет.
Расчищенный участок фрески иллюстрирует фантастические сцены Апокалипсиса Откровения Иоанна Богослова о Конце света. «Второй Ангел вострубил, и как бы большая гора, пылающая огнем, низверглась в море; и третья часть моря сделалась кровью», — гласит частично сохранившаяся надпись на фреске, расположенная между изображениями двух трубящих ангелов в белоснежных одеяниях.
«Фреска очень красочная и имеет черты, схожие с традициями псковской монументальной живописи. Изображения небольшие, отчасти даже миниатюрные. Подобно как и в других псковских памятниках с фресковой росписью, изображения сопровождаются пространными надписями. Композиция большая (длина изображения около 6 метров), имеет множество сцен», — рассказала Ирина Мельникова.
Рождественский собор Снетогорского монастыря знаменит своими фресками. При создании фресок псковские мастера использовали почти все тона местных минеральных красок с преобладанием известной «псковского черлени», придающей росписям своеобразный теплый колорит.
Настенная снетогорская роспись относится к начальному периоду расцвета псковской фрески. Помимо яркой живописной манеры, в которой работали мастера, их роспись характеризуется очень вольной трактовкой религиозных сюжетов. Пророки, апостолы, святители не просто символы веры, а живые люди с разными характерами и внешностью. В поисках новых сюжетов псковские живописцы использовали не только канонизированные церковные сюжеты, но и апокрифы, не вполне совпадающие с официальным вероучением.
К сожалению, только что обнаруженная фреска, по оценкам специалистов, находится в аварийном состоянии. Красочный слой и левкас расслоились и растрескались. Столь плачевное состояние живописи вызвано теми условиями, в которых она находилась.
Снетогорский монастырь основан в XIII веке. Собор Рождества Богородицы вскоре после строительства был расписан фресками (1313). Значительные утраты образовались в результате пожаров и неоднократных побелок.
Во времена нашествия на Псков Стефана Батория (1581–1582) собор горел, верхняя часть барабана разрушилась. Сильно пострадали и фрески. Через год барабан был восстановлен, значительно удлинен и украшен пояском с псковским орнаментом, характерным для XIV века. Фрески в центральной части здания были прикрыты новым иконостасом, а в открытых местах забелены.
Раскрытие фресок из-под побелки началось еще в 1909 году, периодически возобновлялось экспедициями Центральных Государственных реставрационных мастерских (ЦГРМ) в 1920–30-х годах, работами 1948–1949 годов и продолжается по сей день.
Источники: pln-pskov.ru, culture.pskov.ru
Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/artnews/20151022_pskov_frescoes.html
https://artinvestment.ru/en/news/artnews/20151022_pskov_frescoes.html
© artinvestment.ru, 2024
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.