Рембрандт написал больше картин, чем мы раньше думали
70 полотен, которым ранее отказывали в авторстве Рембрандта, были признаны его работами в шестой и последней главе исследовательского проекта Rembrandt Research Project, проводившегося с 1968 года
Один из главных мировых экспертов по творчеству Рембрандта Эрнст ван де Ветеринг (Ernst van de Wetering) признал подлинниками художника еще 70 картин, ранее считавшихся работами учеников или последователей. Результаты исследований Ветеринга опубликованы в шестой и последней главе проекта Rembrandt Research Project, основанного ведущими экспертами по Рембрандту в 1968 году. Из всех участников проекта в живых остался только Ветеринг; последние три главы он подготовил к публикации в одиночку. И он готов признать некоторые ошибки атрибуции, допущенные ранее его коллегами.
Из 70 работ, признанных в последней главе подлинниками Рембрандта, 44 произведения были ранее отвергнуты комиссией Rembrandt Research Project. Как пояснил Ветеринг, на начальном этапе проекта группа была излишне строга ко многим работам, была тенденция отказывать в признании подлинности. Решения в ту пору принимались путем общего голосования, что Ветеринг сейчас называет «несправедливым».
Последние атрибуции Ветеринга увеличили общее количество приписываемых Рембрандту работ до 340. Это больше, чем в конце 1980-х, однако все равно гораздо меньше, чем в 1920-х. В начале ХХ века подлинными работами Рембрандта считали 714 произведений. Авторство многих из них впоследствии было пересмотрено Rembrandt Research Project.
Среди картин, которым Ветеринг вернул право называться работами Рембрандта, четыре принадлежат собранию Музея Метрополитен. Это, к примеру, «Портрет мужчины» 1658 года, известный также как «Аукционист». Работа сейчас в запасниках, и куратор отдела европейской живописи музея выказал сомнение в том, что последнее исследование Ветеринга что-то изменит. Ученые на протяжении последних 30 лет не считают «Аукциониста» работой Рембрандта, и он лично пока не убежден в обратном. То же касается и еще трех работ в собрании Метрополитен, приписанных Рембрандту Ветерингом.
Ван де Ветеринг также недавно заново атрибутировал Рембрандту работу «Старик в кресле» из собрания британской Национальной галереи. Впрочем, представитель галереи отреагировал на это сообщение без особых эмоций: «"Картина “Старик в кресле” годами вызывала много споров — впрочем, как и многие другие работы Рембрандта — и мы с нетерпением ждем новых обсуждений ее атрибуции».
Среди других работ, заново приписанных Рембрандту в последней главе исследовательского проекта, «Портрет Дирка ван Оса» (ок. 1658) из собрания музея в Омахе (Небраска), «Портрет мужчины, читающего при свечах» (1648) из коллекции Института Стерлинга и Франсины Кларк в Уилльямстауне (Массачусетс). Как полагают журналисты, более скромные музеи и институции, скорее всего, сочтут за благо новую атрибуцию полотен из своих собраний, в то время как всемирно известные собрания будут настроены более скептически.
Источники: artnet.com, wsj.com, artinvestment.ru
Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/artnews/20141016_rembrandt.html
https://artinvestment.ru/en/news/artnews/20141016_rembrandt.html
© artinvestment.ru, 2024
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.