Норвежский музей вернет по реституции картину Матисса
Решение было принято Художественным Центром Henie-Onstad, находящимся недалеко от Осло, после расследования провенанса картины «Женщина в голубом платье у камина» кисти Матисса
Норвежский художественный Центр Henie-Onstad, основанный в 1968 году олимпийской чемпионкой по фигурному катанию и голливудской актрисой Соней Хени и ее супругом, норвежским судовладельцем Нильсом Унстадом, решил вернуть по реституции одну из лучших картин своего собрания — работу «Женщина в голубом платье у камина» (1937) кисти Анри Матисса. Как оказалось, находящийся недалеко от Осло музей на протяжении более 60 лет владел произведением, незаконно изъятым нацистами у довоенного владельца — парижского арт-дилера Поля Розенберга.
Картина «Женщина в голубом платье у камина» была куплена Полем Розенбергом в 1937 году, в год ее написания. А в 1941 году 162 работы из парижской галереи Розенберга были конфискованы немецкими солдатами. Сохранился датируемый 1942 годом список с печатью Геринга, в котором картина Матисса числится среди изъятых у Поля Розенберга. У галериста был и свой список украденных работ (сейчас этот список хранится у наследников). Потом картина попала в руки арт-дилера Густава Рохлица, которого в 1947 году французский трибунал осудил за то, что он помогал нацистам сбывать краденые произведения искусства. Далее картина Матисса каким-то образом попала в парижскую галерею Galerie Bénézit, где ее в 1950 году приобрел Нильс Унстад, не знавший о ее довоенном бытовании. В коллекцию Центра Henie-Onstad «Женщина в голубом платье у камина» вошла в 1961 году.
Поль Розенберг и его родственники активно искали произведения из фамильной коллекции с 1946 по 1960 год. Несмотря на их многочисленные публикации в СМИ, информация о том, что картину Матисса разыскивают, так и не дошла до музея Нильса Унстада. Вместо этого у музея до недавнего времени была совсем другая версия провенанса. По музейным записям, работа до 1942 года принадлежала парижскому коллекционеру Полю Петридесу. В 1949-м она вроде бы попала в парижскую Galerie Bénézit. Видимо, этот вымышленный провенанс был указан, чтобы ввести в заблуждение потенциального покупателя, которым стал Унстад.
На след картины Матисса впервые напали в 2012 году специалисты из Art Loss Register. Это произошло, когда картину отправили на временную выставку в Центр Помпиду. Они сообщили о местоположении полотна наследникам (главная наследница — внучка Розенберга Марианна), и начались переговоры. Музей тщательно расследовал провенанс работы и согласился с доводами наследников. Как сказали на пресс-конференции представители музейного руководства, решение о реституции работы Матисса, скорее всего, повлияет на другие норвежские институции в случае, если они столкнутся с аналогичными запросами.
Источники: artsbeat.blogs.nytimes.com, artdaily.com, artinvestment.ru
Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/artnews/20140325_matisse_restitution.html
https://artinvestment.ru/en/news/artnews/20140325_matisse_restitution.html
© artinvestment.ru, 2024
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.