Итальянские ядерные физики выявили подделку картины Фернана Леже
В основе метода выявления подделок, предложенного итальянскими физиками, лежит определение количества изотопов углерода 14С, уровень которого сильно возрос во второй половине 1950-х годов после серии ядерных испытаний
Итальянские ядерные физики выявили подделку картины Фернана Леже в собрании Музея Пегги Гуггенхайм в Венеции. Над загадкой этого полотна, которое ранее считалось частью серии «Контрасты форм» и датировалось 1913–1914 годами, эксперты бились с 1970-х годов. Сомнения в подлинности возникли у специалиста по творчеству Леже Дугласа Купера, и он тщетно пытался установить истину, пока на помощь не пришли ядерные физики.
В основе метода, впервые примененного итальянскими ядерными физиками для установления возраста произведения искусства, лежит более полувека применяющийся в геологии и археологии радиоуглеродный метод датирования материалов, содержащих углерод. Возраст образца определяется исходя из соотношения в нем количества радиоактивного изотопа углерода 14С и его стабильных изотопов. После гибели организма его углеродный обмен с атмосферой прекращается, при этом стабильные изотопы в останках сохраняются, а количество 14С постепенно снижается.
После 1955 года, т. е. после проведения серии испытаний ядерного оружия, количество 14С в атмосфере резко увеличилось; в середине 1960-х оно достигло пикового значения, но после подписания ряда международных договоров, запретивших испытания ядерного оружия, стало снижаться.
Отличие новой методики от классического радиоуглеродного метода в том, что итальянцы замеряли количество не естественного 14С, сохранившегося в образце после его гибели, а «искусственного» радиоуглерода, появившегося после ядерных испытаний времен холодной войны.
По количеству углерода 14С на фрагменте незагрунтованного холста итальянские физики смогли определить, что холст был изготовлен после 1959 года, минимум через четыре года после смерти художника. Работу точно датировали по уровню радиоактивного изотопа в растениях, которые использовались при изготовлении холста: содержание 14С в них было значительно выше, чем оно должно было бы быть, будь работа подлинной (1913–1914 годов).
Это, кстати, не единственный метод технологического анализа произведений искусства, разработанный с учетом изменений в природе, произошедших после взрывов первых ядерных бомб и последующих ядерных испытаний. В частности, в основе метода определения фальшивок (в том числе и послевоенного производства), запатентованного группой ученых — искусствоведом Еленой Баснер, доктором геолого-минералогических наук Сергеем Фелицыным и историографом Андреем Крусановым, — лежит анализ изотопного состава связующего, в частности, для картин, предположительно выполненных после 1945 года, по цезию и стронцию.
Источники: phys.org, antropogenez.ru, eapo.org, online812.ru, eapo.org, artinvestment.ru
Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/artnews/20140213_italian_physicists_unearth_art_fake.html
https://artinvestment.ru/en/news/artnews/20140213_italian_physicists_unearth_art_fake.html
© artinvestment.ru, 2024
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.