Мюнхенское дело. Развитие сюжета
По сведениям двоюродного брата Корнелиуса Гурлитта, коллекционер-затворник знает, где находится Янтарная комната. Если он вообще еще жив, в чем сомневаются его соседи. А в это время американские дипломаты требуют публикации найденных картин
Мюнхенское дело обрастает все новыми загадочными подробностями. Журналисты взяли интервью у Эккехарта Гурлитта (Ekkeheart Gurlitt), кузена Корнелиуса Гурлитта, в чьей квартире были найдены свыше 1 400 произведений искусства стоимостью около 1 миллиарда евро. То, что сообщил 65-летний Эккехарт, фотограф из Барселоны, способно стать даже большей сенсацией, чем находка полутора тысяч картин. Если только это действительно правда.
По словам кузена, Корнелиус Гурлитт неоднократно говорил, что знает, где находится Янтарная комната. Да-да, та самая Янтарная комната, подаренная прусским королем Фридрихом Вильгельмом I царю Петру I, похищенная нацистами из Екатерининского дворца и перевезенная в Кенигсберг. Судьба Янтарной комнаты — величайшая загадка, над которой билось не одно поколение ученых и авантюристов. Коллекционер-отшельник, десятки лет хранивший в тайне собрание из полутора тысяч картин, — неплохая кандидатура для человека, который может что-то знать. По словам Эккехарта, Корнелиус повторял: «перед тем, как я умру, я скажу всем, где она, но не раньше».
Но где же сам Корнелиус и жив ли он? Его кузен отказался отвечать на эти главные вопросы, не желая подвергать родственника опасности. Эккехарт Гурлитт упомянул, что его престарелый отец изредка связывался с Корнелиусом, поздравлял его с Новым годом или Рождеством. Но общались ли они в последние два года — неизвестно. Самое поразительное, что все эти годы Эккехарт и его отец знали о художественной коллекции Корнелиуса Гурлитта, но предпочитали не ввязываться в это дело, поскольку их родственник не делал им лично ничего плохого. «Мы не жадные — мы не хотим отправлять его в ад», — сказал Эккехарт журналистам. Тем не менее они стыдятся того, что делали арт-дилер и его сын и называли их деньги грязными.
По описаниям Эккехарта, Корнелиус, которого он в последний раз видел около 30 лет назад, был чрезвычайно замкнутым и странным человеком. «Маленький серый человек, всегда одетый с иголочки, как английский джентльмен, но ум у него был не в порядке», — вспоминал Эккехарт.
Примерного такого же мнения о Корнелиусе его бывшие соседи. У Гурлитта, помимо мюнхенской квартиры, был еще старый дом в австрийском Зальцбурге. Вокруг этого дома сейчас ходят кругами и фотографируют его со всех ракурсов журналисты, но внутрь пока никто не попал — нужен ордер. Окрестные жители беспокоятся, что их сосед-отшельник умер и до сих пор находится внутри дома. Другие думают, что внутри хранится вторая часть собрания. Корнелиуса не видели в зальцбургском доме уже два года. И даже когда он жил в доме, то напоминал призрак: ни с кем не разговаривал; его видели только за рулем старенькой машины, из которой он выскакивал и бегом кидался к своему дому, будто к бункеру. Его сосед Гельмут Людшер (Helmut Ludescher) сказал, что Корнелиус жил здесь 50 лет, но за эти годы он разговаривал с ним лишь однажды. Людшер спросил его три года назад, является ли он владельцем этого дома, но Корнелиус отказался отвечать на этот вопрос, сел в машину и уехал.
А пока зальцбургский дом хранит свою тайну, американские дипломаты обратились к властям Германии, требуя публикации списка произведений искусства из мюнхенской квартиры. Напомним, что баварские власти на пресс-конференции заявили о том, что пока что не собираются вывешивать все изображения работ в Интернете, чтобы избежать ложных реституционных исков. Однако, по мнению США, это существенно осложнит процесс возвращения работ наследникам жертв Холокоста. Поборник их прав, глава организации Holocaust Art Restitution Project Марк Мазуровски (Marc Masurovsky) сообщил, что нашел в Национальном архиве Мэриленда документы, связанные с коллекцией Гурлитта. Американское спецподразделение Monuments Men, помогавшее в годы войны разыскивать и возвращать похищенные нацистами произведения искусства, вступало в контакт с дилером Хильдебрантом Гурлиттом. В ходе поисков к ним в руки попало свыше ста произведений, владельцем которых числился арт-дилер Хильдебрант Гурлитт. И он убедил их, что является их полноправным собственником, и работы были ему возвращены. Теперь же установлено, что как минимум восемь из этих работ были конфискованы нацистами. Установить происхождение остальных невозможно до тех пор, пока Бавария не опубликует произведения.
Источники: dailymail.co.uk, artdaily.com, nytimes.com, reuters.com, artinvestment.ru
Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/artnews/20131108_gurlitt.html
https://artinvestment.ru/en/news/artnews/20131108_gurlitt.html
© artinvestment.ru, 2024
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведения о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, предоставленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.