В Екатеринбурге на портрете Тимофея Неффа узнали дочь Павла I
Экспертами установлено, что «Неизвестная» на полотне художника Тимофея Неффа из собрания Екатеринбургского музея изобразительных искусств является портретом Великой княгини Анны Павловны, королевы Нидерландов
В Екатеринбургском музее изобразительных искусств в «Неизвестной» на полотне художника Тимофея Неффа опознали Великую княгиню Анну Павловну, королеву Нидерландов. До атрибуции было известно, что на картине имеется авторская подпись и год создания: Neff 1856. Однако кто изображен на ней — оставалось загадкой, поэтому произведение многие годы значилось в музее как «Женский портрет». Работа была написана Тимофеем Андреевичем Неффом (1804–1876), придворным художником Николая I и Александра II, автором многочисленных портретов представителей великосветского общества.
В процессе изучения картины внимание заведующей отделом отечественного и зарубежного искусства Ольги Горнунг привлекли атрибуты, изображенные на портрете, прежде всего знаки ордена Святой Великомученицы Екатерины, считавшегося вторым по старшинству в иерархии русских наград с 1714 года. На картине изображена дама, на которую возложены знаки ордена св. Екатерины I степени — красная с серебряной каймой лента, которую носили через правое плечо, и восьмиконечная звезда на левой стороне груди с помещенным на ней орденским девизом: «За любовь и отечество». Знаки ордена Большого креста, или высшей степени, имели право носить «принцессы царской (императорской) крови, “сколько есть”, а также за особые заслуги, в том числе просветительские, дамы дворянского происхождения». Всего за 200 лет существования ордена, высшей степенью было награждено 310 человек. Таким образом, круг возможных героев сузился.
Другой деталью, обратившей на себя внимание, стала наброшенная на плечи изображенной горностаевая мантия, которая, как известно, входила в королевские регалии и была элементом геральдики, что могло указывать на особу Императорского дома.
Следующие атрибуты портрета — изображенные на женщине украшения, которые исключительны по своему богатству, художественным достоинствам, величине и количеству вправленных в них драгоценных камней. Эти аксессуары позволили предположить, что на картине представлена одна из Великих княжон Романовых, а период написания произведения позволил сконцентрироваться на дочерях Павла I. После сравнения многочисленных портретов княжон стало ясно, что на картине изображена Великая княгиня Анна Павловна, младшая дочь императора Павла I и императрицы Марии Фёдоровны. В 1816 году 20-летняя Анна вступила в брак с нидерландским наследным принцем Оранским (с 1840 года королем Виллемом II). В 1840–1849 годах Анна Павловна была королевой Нидерландов и великой герцогиней Люксембурга. В 1855–1856 годах вдовствующая королева посетила Россию, и именно тогда был написан этот неизвестный ранее портрет.
В Российском государственном историческом архиве сохранился «Реестр приданным вещам, принадлежащим Ея Императорскому Высочеству Государыне Великой Княгине Анне Павловне» 1816 года. Из бриллиантовых «вещей» указан и «убор бриллиантовый с рубинами». Судьба драгоценностей Анны Павловны — отдельная захватывающая история.
Портрет был написан Неффом в 1855–1856 годах, во время приезда 60-летней вдовствующей королевы Нидерландов в Россию. Известно, что в 1855 году Анна поссорилась со своим старшим сыном, королем Виллемом III, и решила вернуться на Родину. Она приехала в Гатчину в ноябре 1855 года и снова увидела пейзажи любимого парка, мостики, озера... Но возвратить прошлое было уже невозможно. Анна была последней дочерью Павла I и Марии Фёдоровны, еще жившей на свете, и довольно скоро поняла, что здесь, в новой России, она никому не нужна со своими старомодными привычками и карамзинским слогом. Побывав в Москве и помолившись в ее соборах, вдовствующая королева уехала назад, в Голландию, давно ставшую ее домом.
Источник: ekburg.ru
Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/artnews/20130716_neff_portrait_of_anna_pavlovna.html
https://artinvestment.ru/en/news/artnews/20130716_neff_portrait_of_anna_pavlovna.html
© artinvestment.ru, 2025
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведения о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, предоставленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.