Art Investment

Ждет ли нас обвал арт-рынка?

Эксперт Artnet уверен, что да. Artinfo сомневается

Что же все-таки будет с арт-рынком в условиях повального и всеобщего кризиса? Если некоторое время назад эксперты делились осторожным оптимизмом, то сейчас вновь начинают раздаваться тревожные звоночки. Так, арт-критик ресурса и журнала Artnet Чарли Финч (Charlie Finch) полагает, что скоро коллекционеры поймут все нереальность нынешнего уровня цен, и тогда наступит настоящая катастрофа.

Предвестники ее, по мысли специалиста, уже показались на горизонте. Это:

Общая экономическая депрессия, накрывшая мир от Индии и Китая до Евросоюза. Сможет ли арт-рынок противостоять общему спаду? Волна кризиса, больно ударившая по Греции, привела к оттоку капитала из Испании и докатилась уже до США.

Неудачные гонконгские торги: китайский рынок в последнее время был оплотом стабильности мирового арт-рынка, однако похоже, что и он пошатнулся: по сравнению с прошлым годом, доходность гонконгских торгов упала на 32 процента. И хотя аукционные дома склонны переводить стрелки на завышающих цены продавцов, Финч предсказывает, что большой кризис, подобный тому, какой разгорелся на рынке недвижимости Японии в 1990 году, позже ударив по ее арт-рынку, возможен еще до наступления ноября.

Ценовой пузырь: Christie's и Sotheby's в последнее время постоянно ставят новые рекорды, превосходящие 100-миллионный рубеж. Эти цифры, судя по всему, тот потолок, после которого новая оценка и перепродажа работ становятся невозможными, так что единственный возможный путь развития ситуации — путь цен вниз. Можно предположить, что вскоре тот же самый Мунк за 100 миллионов в изменившейся ценовой конъюнктуре станет стоить 10 миллионов.

Массовая инфляция на арт-рынке способна отпугнуть коллекционеров средней руки еще и потому, что спрос упадет и перепродать свои картины будет невозможно.

И вот тогда, согласно печальному прогнозу, после того как рынок покинут средние игроки, ценовой пузырь лопнет и цены спустятся до более реального уровня, при котором возможен спрос. По предсказанию Финча, в течение полугода средние цены на рынке должны снизиться примерно вполовину.

На все эти рассуждения Artinfo замечает, что пока что спрос на популярные имена продолжает расти, а то, что некоторая коррекция цен неизбежна и под удар в первую очередь попадет сверхдорогой сегмент, очевидно и без навязших в зубах отсылок к кризису Еврозоны.

Источник: blogs.artinfo.com, artnet.com, artinvestment.ru

Комментарий редактора: Сейчас темпы изменения истории настолько высоки, что даже самые светлые умы вязнут в прогнозах. Скорость развития кризиса (спад или обвал), тактические экономические последствия (курсы, цены на энергоносители, бюджеты государств, занятость и пр.), политические последствия (распады союзов и локальные конфликты) — ни один супермозг пока не может надежно предсказать будущее на два года вперед. Так что мы тут со своим арт-рынком — дело десятое, если не двадцатое.

О чем и о ком переживать? О тех, кто бьется за шедевры до последнего и, на взгляд публики, сильно переплачивает? Они так не считают и, уверен, знают, как извлечь выгоду из ситуации. Переживать, как Финч, что цены в среднем рухнут в два раза (кстати, с чего бы вдруг)? Значит, будет найдена новая точка равновесия, найдутся желающие активно покупать на новых уровнях, и цены снова поползут вверх. Кстати, слово пузырь начинает работать, когда с неприличной скоростью начинает расти средний уровень цен на всё, включая средние вещи и вообще ерунду. Этого сегодня не происходит, индикаторы этого не подтверждают. Точечно выстреливают шедевры — это да. А все остальное не так уж много шума производит. На рынке русского искусства пузыря и вовсе не наблюдается: до значений 2009 года он так и не надулся.

Будет ли спад? Очевидно, когда-нибудь будет, развитие рынка всегда циклично. Будут и локальные неудачи на аукционах (Гонконг пару лет рос очевидно неприличными темпами). Но это не какие-то апокалиптические сценарии. У рынка искусства вообще заложен хороший запас прочности на все сценарии развития событий (может быть, кроме войны).

Вообще, это вопрос актуальный на все времена: в каких активах спасать накопленные ресурсы на долгосрочную перспективу в условиях крайней неопределенности? Каждый раз в ситуации кризиса или в предвоенное время все в панике бросаются искать вечные ценности. И начинается… Валюты не более чем обещания. Земли, территории и здания не являются неприступными, да и с собой не заберешь. Интеллектуальная собственность часто имеет конкретных белковых носителей и вообще сложно упаковывается. Золото — товар с гуляющей ценой и достаточно громоздкий. К слову, каждые 100 тысяч долларов — это почти 2 килограмма золота. То есть в текущих ценах арабский Сезанн за 250 миллионов долларов эквивалентен 4 921 кг золота. Для такого счастья нужен как минимум очень серьезный броневик. И при этом еще нужно помнить, что в мирное время ни один турист не поедет посмотреть на пять тонн промышленного драгметалла. А на Сезанна поедут. Чтобы расставить приоритеты достаточно фигурально довести ситуацию до абсурда. Представим, что «машина времени» перенесла вас в XV век и скоро вам пора обратно. Что вы заберете с собой из той эпохи? Купчую на замок, мешок золота? Или вспомните имена Боттичелли, Делла Франческо, Мантеньи? Вот вам и ответ. Собственно, природа отдельных сверхвысоких цен (100–250 миллионов за произведения живописи и графики) отчасти состоит в этой безысходности: больше-то вкладывать особо и некуда.


Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/artnews/20120607_is_art_market_going_to_crash.html
https://artinvestment.ru/en/news/artnews/20120607_is_art_market_going_to_crash.html

При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна

© artinvestment.ru, 2025

Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведения о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, предоставленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.

Услуги ARTinvestment

Арт-консалтинг

Индивидуальные консультации от опытных искусствоведов по любым вопросам в сфере искусства

Составление Инвестиционного Портфеля

Подбор предметов искусства для инвестирования под любую инвестиционную стратегию

Индивидуальная оценка

Наши эксперты проведут профессиональную оценку вашего предмета искусства, учитывая его состояние, авторство, историю и другие факторы

500+

Проведенных аукционов

8 800+

Зарегистрированных пользователей на аукционе

343 000+

Записей в базе

16 000+

Художников в базе