Самые популярные выставки и музеи мира в 2011 году
ARTinvestment.RU   26 марта 2012

The Art Newspaper опубликовал статистику самых посещаемых музеев и выставок мира за прошедший год. На вершине оказались выставка Эшера в Рио-де-Жанейро и парижский Лувр

Сайт The Art Newspaper опубликовал статистику самых посещаемых музеев и выставок мира за прошедший год. Подобные исследования британское агентство проводит уже с 1996 года. Так вот, если в 1996 году, чтобы войти в десятку лидеров, музейной выставке было достаточно 3 тысяч посетителей в день, то в 2011 году этот порог вырос до почти 7 тысяч человек в день. Среди лидеров оказалась, например, выставка «Александр Маккуин: Дикая красота» в нью-йоркском Музее Метрополитен — посвящение ушедшему от нас в 2010 великому дизайнеру (4-место среди выставок). Ежедневно на нее в среднем приходили посмотреть 8 тысяч человек, а за весь срок ее работы экспозицию посетили 660 тысяч зрителей. Это, кроме того, улучшило и годовые показатели посещаемости Метрополитен: в этот музей за 2011 год пришли более 6 миллионов человек — рекордное количество для этого музея со времени начала подсчетов The Art Newspaper (с 1996) и на сотни тысяч больше, чем в 2010 году (5,2 миллиона человек).

По сравнению с показателем 1996 года на музейные выставки теперь приходит намного больше посетителей, утверждают эксперты The Art Newspaper. В 1996 году 10 самых популярных выставок посетили в сумме 4 миллиона человек; в 2011 эта цифра выросла до почти 6 миллионов.

Номером один в 2011 году стала отнюдь не европейская, американская или японская выставка, как того можно было ожидать: пальма первенства досталась Культурному центру Банка Бразилии (Centro Cultural Banco do Brasil’s — CCBB) в Рио-де-Жанейро. Расположенное в центре столицы бывшее здание банка, а ныне культурный центр приняло за прошедший год как минимум три выставки, вошедшие в десятку самых популярных музейных экспозиций. Все они были бесплатными, и самой посещаемой из них стала выставка «Волшебный мир Эшера» (9 700 посетителей в день — 1-е место среди выставок).

Бразилия интересуется и современным искусством. Миллиардер от горнодобывающей промышленности Бернардо Пас (Bernardo Paz) за год привлек 770 тысяч посетителей в свой парк современного искусства Inhotim на юго-востоке Бразилии. А в уже упомянутом Культурном центре Банка Бразилии в Рио выставку мастера перформансов Лори Андерсон (Laurie Anderson) ежедневно посещали в среднем 6 930 человек (9-е место среди выставок), а экспозицией японской художницы Марико Мори (Mariko Mori), живущей ныне в Нью-Йорке, ежедневно любовались немного больше зрителей — около 6 990 человек (7-е место среди выставок).

Заслуживает внимания и Национальный фольклорный музей Кореи в Сеуле, впервые вошедший в списки The Art Newspaper. Четыре выставки этого музея собирали по 9 тысяч человек в день. Такая популярность объясняется тем, что музей находится на территории дворца Кёнбоккун, привлекающего до 2 миллионов человек в год. Выставки Корейского Фольклорного музея, таким образом, не входят в основный рейтинг музейных проектов, но занимают места с 4-го по 9-е в так называемой категории «большого билета» — т. е. их посещение сопряжено с визитом в некий музейный комплекс большего размера. Например, первое место в этом разделе занимает выставка Бернара Вене в Версале, однако нельзя строго разграничить, кто из 4 миллионов посетителей приходил смотреть на дворец, а кто больше интересовался современным искусством на дворцовых территориях.

Традиционная ежегодная осенняя выставка артефактов из сокровищницы храма Тодайдзи в Национальном музее города Нара в Японии, как и в прошлом году, стала самой посещаемой выставкой мира: за 17 дней работы ее увидели 239 600 человек — более 14 300 человек в день. Но, как и прежде, в общий музейный рейтинг The Art Newspaper ее решили не включать, ибо основной целью значительной части гостей было не любование предметами искусства, а поклонение объектам религиозного культа. Около дюжины артефактов впервые были представлены публике.

В остальном же на тягу японцев к культуре в 2011 сильно повлияли природные катаклизмы: мартовское землетрясение снизило посещаемость многих музеев. Национальный художественный центр в Токио был вынужден урезать свои рабочие часы, в связи с чем выставку шедевров импрессионизма и постимпрессионизма из собрания вашингтонской Национальной галереи искусств посещало в среднем «всего» 5 тысяч человек в день. Это не так и много, если учесть, что на выставку импрессионистов и постимпрессионистов из музея Орсэ, проходившую в том же токийском музее в 2010 году, ежедневно приходило более 10 тысяч человек.

В целом в списке самых популярных музейных проектов доминируют выставки импрессионистов, модернистов и старых мастеров. Но и современное искусство не сильно отстает. В 2011 выставку Клода Моне в парижском Гран-Пале посетило 913 тысяч человек — 7 600 человек в день (5-е место среди выставок). А на новую инсталляцию Аниша Капура «Левиафан» в том же Гран-Пале приходило смотреть почти столько же — 6 960 человек в день (8-е место среди выставок). Для сравнения: в 1997 самой посещаемой выставкой современного искусства была ретроспектива Джаспера Джонса в МоМА — ее видели в среднем 2 700 человек в день.

В 2011 году на инсталляцию Ай Вэйвэя «Семена подсолнечника» в Турбинном зале Тейт пришли посмотреть 1,2 миллиона посетителей — с них, в отличие от любителей Аниша Капура в Гран-Пале, не взимали входной платы.

В США кризис 2008 года заставил музеи в очередной раз задуматься о том, как привлечь посетителей. Одни музеи, например Метрополитен и МоМА, устроили чрезвычайно популярные выставки Пикассо в 2010 (Метрополитен) и абстрактных экспрессионистов в 2011 (МоМА) из своих богатейших коллекций. На последнюю выставку приходило по 5 660 человек в день, а всего ее увидели 1,2 миллиона (самая посещаемая выставка МоМА за прошлый год). А Художественный музей Сиэтла на другом краю североамериканского континента предпочел поставить все свои сбережения на временную выставку работ Пикассо из парижского Национального музея Пикассо. Риск себя оправдал: музей не только возвратил себе деньги за аренду полотен, но и существенно улучшил свое финансовое положение. В среднем выставку посещали около 5 500 человек в день (всего 406 тысяч), что сделало Художественный музей Сиэтла самым посещаемым музеем внутри Америки после нью-йоркских титанов Метрополитена и МоМА.

Десятку самых популярный музейных выставок 2011 года замыкает выставка шедевров из собрания Прадо, прошедшая в Государственном Эрмитаже в феврале — мае. Ее посещали 6 649 человек в день (530 тысяч человек за все время работы). На 12-м месте в основном рейтинге еще одна выставка Эрмитажа — фотографа Анни Лейбовиц (5 757 человек в день; всего 440 тысяч человек).

Если говорить не об отдельных выставках, а о посещаемости музеев в целом, то здесь статистика будет выглядеть вполне предсказуемо. На первом месте, как и в прошлом году, Лувр, чья посещаемость увеличилась на 400 тысяч и равняется 8,9 миллионам человек за год. Парижский Центр Помпиду также прибавил в весе — с 3,1 до 3,6 миллиона человек годовой посещаемости (8-е место среди музеев).

Музей Метрополитен, как мы уже говорили ранее, перешагнул в прошлом году 6-миллионный порог посещаемости, благодаря выставке Маккуина (2-е место среди музеев). В списке десяти самых посещаемых музеев есть и традиционные игроки Туманного Альбиона: Британский музей (5,8 миллиона человек, 3-е место), Национальная галерея в Лондоне (5,3 миллиона, 4-е место) и Тейт Модерн (4,8 миллиона, 5-е место). MoMA, хоть и пережил многочисленные наплывы посетителей на временных выставках, набрал немного ниже показателя 2010 года (2,8 миллиона человек в 2011 против 3,1 миллиона в 2010).

На седьмой строчке оказался Тайваньский Музей Императорского Дворца с 3,8 миллионами посетителей. Мадридскому музею Прадо удалось привлечь за год 2,9 миллиона человек — на 200 тысяч больше, чем в 2010 (11-е место среди музеев). Это можно объяснить не только переходом на семидневную рабочую неделю, но и достойными выставками Ренуара и Рубенса.

На 12 строчке — Эрмитаж, чья посещаемость составила 2,88 миллиона человек за год. Музеи Московского Кремля посетило 1,7 миллиона человек (21-е место среди музеев), а Государственную Третьяковскую галерею — 1,34 миллиона (34-е место).

Источники: theartnewspaper.com, artinvestment.ru


Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/artnews/20120326_museum_attendance.html
https://artinvestment.ru/en/news/artnews/20120326_museum_attendance.html

При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна

Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.


Индексы арт-рынка ARTIMX
Индекс
Дата
Знач.
Изм.
ARTIMX
13/07
1502.83
+4,31%
ARTIMX-RUS
13/07
1502.83
+4,31%
Показать:

Топ 37

Узнайте первым об открытии аукциона!

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».
Наверх