Как отраслевая газета о рынке искусства превратилась в успешное онлайн-предприятие
Весьма показательную историю британского издания Antiques Trade Gazette, с некоторых пор владеющего сайтом онлайн-аукционов искусства и антиквариата the-saleroom.com, рассказывает Telegraph
В последнее время большая часть отраслевых изданий, посвященных аукционам и рынку искусства, переживает не лучшие времена: с приходом Интернета издатели бумажной прессы все больше чувствуют себя так, как чувствовали себя, по-видимому, кузнецы на закате эпохи конного транспорта, в начале эры автомобилей. По вине Интернета издания на бумаге, посвященные аукционам и арт-рынку, вынуждены кто сокращать тираж, а кто и закрываться. Оставшимся же в живых бумажным динозаврам приходится приспосабливаться к новым рыночным условиям и пересматривать свои бизнес-модели — в том числе для того, чтобы смягчить финансовый удар, нанесенный снижением тиражей и падением доходов от рекламы.
В 2008 году компания DMGT, владеющая британским изданием Antiques Trade Gazette (antiquestradegazette.com), приняла решение снизить тираж своей печатной версии и уделить больше внимания онлайн-версии издания. По словам Саймона Берти (Simon Berti), финансового директора компании, которая с тех пор успела поменять название и теперь носит имя ATG Media, прежде чем принять подобное решение, руководство в течение восьми лет изучало меняющуюся ситуацию на рынке интернет- и печатных СМИ.
В то время как большинство издателей периодической прессы, в том числе владельцы крупнейших газет, компенсируют убытки от падения тиражей введением платного онлайн-контента, ATG Media предложила своей аудитории, состоящей, в частности, из провинциальных аукционных домов, арт-дилеров и антикварных дилеров, иную альтернативу.
«Мы поняли, что появление цифровой фотографии изменит правила игры. Первой идеей стало просто публиковать в Сети аукционные каталоги — мы посчитали, что это сильно упростит дело», — рассказывает Берти.
Направить производственную машину по новому пути — настоящий вызов для любой индустрии, однако для отрасли, которая настолько стара и консервативна, задача оказалась почти невыполнимой. «Аукционисты [поначалу] не поняли, о чем мы [им говорили и что предлагали], — говорит Берти. — Они нас спрашивали: вот у меня есть цифровой фотоаппарат, а компьютер мне понадобится? Пришлось объяснять все с самых азов».
Однако капля камень точит. К 2006 году многие аукционные дома уже получали благодаря сайту the-saleroom.com, основанному ATG, неплохую дополнительную прибыль. Именно тогда бизнес ATG перешел на новый уровень, полагает Берти, и фирма из небольшого отраслевого предприятия превратилась в многообещающую онлайн-компанию с площадкой для проведения интернет-аукционов.
За небольшую предварительную плату и небольшую комиссию с каждой сделки на the-saleroom.com аукционные дома смогли находить покупателей на свои лоты в любых, ранее недоступных, уголках мира.
Однако процесс освоения виртуального пространства аукционами шел довольно медленно, ведь в 1970-х годах многие аукционные дома поначалу с подозрением относились даже к торговле по телефону, так что убедить их выйти в Сеть было целым делом. «Кажется странным, что они сопротивлялись расширению аудитории и притоку большего объема средств, однако увеличение расстояния между ними и покупателем вызывало у них опасения», — комментирует настороженное отношение многих аукционных домов к новым техническим возможностям Берти.
Развитию онлайн-площадки также до сих пор мешает то, что небольшим аукционистам нелегко приспособиться к требованиям ресурса, говорит директор по развитию ATG Ричард Льюис (Richard Lewis). «Нужно внести свои лоты в базу, описать их и снабдить качественными фото, и все это за две недели до торгов», — комментирует он.
Несмотря на это, однако, постепенно онлайн-торги обретают все большую популярность среди тяжелых на подъем аукционистов. В 2008 году сайт приносил компании лишь 15 процентов от годового дохода, а теперь прибыль от ресурса составляет уже 45 процентов от годового оборота компании в 8,9 миллиона фунтов, и совсем скоро, уверяет Берти, the-saleroom.com обгонит по прибыльности основной бренд компании, издание Antiques Trade Gazette.
По словам Ричарда Льюиса, в удачный день провинциальный аукцион может в лучшем случае рассчитывать на аудиторию около ста человек, тогда как благодаря сайту в каждом подобном аукционе теперь участвуют дополнительно около 180 зарегистрировавшихся на ресурсе покупателей со всего света.
Сегодня ресурсом пользуется почти половина британских аукционных домов, а среди покупателей не только дилеры, для которых сайт первоначально предназначался, но также все большее число коллекционеров. Сам сайт, как, впрочем, и сегодняшний рынок искусства в целом, становится все более интернациональным: 40 процентов покупок с помощью ресурса совершают зарубежные покупатели.
В ближайшее время компания ATG намерена вложить полмиллиона фунтов в совершенствование своей торговой онлайн-платформы, а также системы онлайн-отслеживания доставки покупок. Интересно, что сайт, помимо того что сам становится все более прибыльным, оказывает также благотворное воздействие и на прибыльность Antiques Trade Gazette, число платных подписчиков которой растет, что чувствуют и активизировавшиеся рекламодатели: доход от рекламы в прошлом году вырос на 10 процентов. «На сайте Salesroom каждый месяц регистрируются четыре тысячи новых пользователей, и это великолепным образом влияет на рост аудитории газеты», — говорит Ричард Льюис.
Однако этих успехов амбициозной компании показалось мало: она расширяется и уже запустила аукционные онлайн-площадки в Германии и Франции, а также в Китае. «Мы можем стать китайским “окном в Европу”, — полагает Льюис. — Все наши каталоги и торги теперь доступны и на нашем китайском сайте, так что теперь аукционисты получили доступ к ранее недоступным, отдаленным рынкам».
За самую успешную онлайн-продажу, однако, отвечает пока другой проект компании ATG — сайт ibidder.com, где по похожему принципу продается крупная техника: тракторы, экскаваторы и сельхозоборудование. Этот ресурс в прошлом году принес компании полмиллиона фунтов, среди которых и нынешний рекорд онлайн-продаж ATG — продажа промышленного крана по цене 330 тысяч фунтов.
Не боится ли активно развивающаяся компания кризиса? Г-н Льюис настроен на этот счет оптимистично: «В год сорокалетия компании мы проанализировали бизнес за все предыдущие годы нашего существования. Я обратил внимание на 1973-й: был нефтяной кризис, биржевой год выдался провальным, но аукционный рынок чувствовал себя превосходно. Это не значит, что если в 2012 году произойдет нечто подобное, то ситуация будет лучезарной, однако, когда газетные заголовки становятся совсем уж зловещими, мы вспоминаем 1973-й».
Источник: telegraph.co.uk, artinvestment.ru
Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/artnews/20120227_atg_online_auctions.html
https://artinvestment.ru/en/news/artnews/20120227_atg_online_auctions.html
© artinvestment.ru, 2025
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведения о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, предоставленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.