Art Investment

Турция стала центром торговли крадеными произведениями искусства со всего Ближнего Востока

Преступники похищают артефакты из мечетей и музеев, а нечистые на руку дилеры сбывают их в Европу, где спрос на исламское искусство продолжает расти, сообщает Eurasianet.org

Турция превратилась в настоящий центр международной торговли крадеными произведениями исламского искусства — такие данные приводит турецкая полиция. Даже крупнейшую в Стамбуле Мечеть Сулеймана пришлось оснастить десятками видеокамер, а при входе поставить бдительную охрану. По словам имама, все ценные предметы, находящиеся в недавно отреставрированной мечети, каталогизированы, а самые дорогие — отправлены в музеи.

Все эти строгие меры безопасности — часть проводимой турецким правительством программы, направленной на борьбу с растущим числом краж ценных артефактов из турецких мечетей и музеев. Из-за сенсационного международного спроса на произведения исламского искусства число краж в последнее время возросло.

«Обороты рынка [исламского искусства] значительно выросли», — говорит Уильям Робинсон (William Robinson), глава отдела исламского искусства и ковров аукционного дома Christie’s. По словам Робинсона, интерес к искусству мусульманских стран начал расти в 1997 году, когда на арт-рынок пришел Катар. С тех пор рост продолжается, и особенно активным он стал в последние два-три года. Уильям Робинсон говорит, что рост рынка исламского искусства составляет 30–40 процентов в год, — и это действительно гигантская цифра.

Естественно, подобным всплеском интереса к исламскому искусству не могла не воспользоваться организованная преступность. Особенно дурную славу приобрел знаменитый Большой базар в Стамбуле. В лабиринтах этого огромного рынка, который можно назвать «городом в городе», скрывается множество торговцев, которые за хорошую цену смогут найти для вас замечательные произведения исламского искусства — при условии, что вы не станете задавать лишних вопросов о том, откуда они взялись, рассказывает следователь турецкой полиции Исмаил Сахин (Ismail Sahin). «Банды из трех-четырех человек крадут предметы из музеев и мечетей и поставляют их на Большой базар дилерам, у которых есть контакты в Европе. На Большом базаре можно найти краденые артефакты со всего Ближнего Востока», — говорит Сахин. Археолог по образованию, он провел на Базаре много успешных облав, так что на собственном опыте знает всю систему торговли крадеными произведениями исламского искусства.

«Зачастую из Европы приходят заказы на тот или иной предмет. Когда посредник получает такой заказ, он нанимает бандитов, чтобы те выкрали необходимую вещь. Нам сложно с этим бороться, так как в большинстве мечетей и даже в некоторых музеях имущество не описано, нет соответствующего уровня охраны», — говорит Исмаил Сахин.

Несмотря на его рвение и энтузиазм, Сахин был в итоге переведен на работу в пригород Стамбула, подальше от искусства, — теперь ему приходится иметь дело с обычным криминалом. Он полагает, что, своими действиями, вероятно, слишком сильно разворошил осиное гнездо. «Наверное, мы их слишком растревожили своими частыми облавами. На базаре заправляет множество влиятельных людей», — считает следователь.

Тем не менее турецкая полиция делится и данными о своих успехах, в особенности в деле выслеживания артефактов, незаконно вывезенных из страны. По официальным данным, в 2010 году в Турцию было возвращено 68 тысяч исторических артефактов, изъятых у 5 тысяч человек. По турецкому законодательству уличенные в краже культурных ценностей граждане могут получить до двадцати лет тюрьмы.

Собственные меры по защите культурного наследия Турции принимают также местные музеи и культурные фонды. В мае минувшего года в Стамбуле состоялось первое международное совещание, посвященное проблемам незаконного вывоза исторических ценностей из страны. Мероприятие было организовано совместно полицией, турецкими искусствоведами и международными аукционными домами.

По мнению Иоахима Гирлиха (Joachim Gierlich), бывшего куратора Катарского музея исламского искусства, в деле борьбы с контрабандой культурных ценностей могут помочь социальные сети, новые технологии и, конечно, такая старая как мир вещь, как человеческое взаимодействие и взаимопомощь. Существенной для решения проблемы является полная каталогизация музейных фондов, а также, если это будет необходимо, даже публикация подобных каталогов в Интернете, например в Фейсбуке, полагает Гирлих.

Источник: eurasianet.org, artinvestment.ru


Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/artnews/20120112_istanbul.html
https://artinvestment.ru/en/news/artnews/20120112_istanbul.html

При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна

© artinvestment.ru, 2025

Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведения о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, предоставленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.

Услуги ARTinvestment

Арт-консалтинг

Индивидуальные консультации от опытных искусствоведов по любым вопросам в сфере искусства

Составление Инвестиционного Портфеля

Подбор предметов искусства для инвестирования под любую инвестиционную стратегию

Индивидуальная оценка

Наши эксперты проведут профессиональную оценку вашего предмета искусства, учитывая его состояние, авторство, историю и другие факторы

500+

Проведенных аукционов

8 800+

Зарегистрированных пользователей на аукционе

343 000+

Записей в базе

16 000+

Художников в базе

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».