Еврокомиссия обнародовала отчет о влиянии права следования на европейский арт-рынок
Серьезных негативных тенденций, которых так боятся дилеры, аналитики пока не выявили, однако отметили неэффективную работу и высокую стоимость услуг коллекторских агентств
На прошлой неделе Еврокомиссия опубликовала отчет о влиянии закона о праве следования (закона о выплате авторских процентов художникам) на европейский арт-рынок: прямой связи между внедрением практики выплаты авторских процентов и спадом, который наблюдается в последнее время на европейском арт-рынке, аналитикам выявить не удалось.
К тому же, по мнению авторов доклада, нельзя утверждать, что из тех стран ЕС, где в 2006 году вступила в силу первая часть закона, подразумевающая выплату авторских процентов ныне живущим художникам, торговля произведениями искусства перемещается в страны, где закон о праве следования пока не введен ни в какой форме.
Несмотря на положительные результаты нынешнего исследования, Еврокомиссия приняла решение провести аналогичный анализ ситуации на арт-рынке в 2014 году, то есть через два года после того, как закон начнет действовать в полную силу во всех странах ЕС. Тогда, по мнению Еврокомиссии, оценить результаты введения этой меры будет проще.
В докладе Еврокомиссии выражается обеспокоенность относительно денежной и административной нагрузки, ложащейся на плечи мелких дилеров в связи с внедрением авторских выплат художникам и их наследникам. Эксперты критикуют деятельность ряда коллекторских агентств, а также обещают способствовать созданию более эффективной схемы выполнения закона, которая позволила бы снизить затраты и уменьшила бы число бюрократических проволочек, с которыми приходится сталкиваться покупателям и продавцам произведений искусства.
В заключительной части доклада Еврокомиссии содержатся следующие тезисы:
1. Качество административного сопровождения исполнения закона о праве следования существенно разнится на территории Евросоюза от страны к стране, и это выливается в существенные затраты как для профессионалов арт-рынка, так и для художников. В некоторых государствах — членах ЕС неэффективная организация системы выплат оказывает существенное давление на арт-рынок и ведет к вычету значительных сумм из авторских процентов, причитающихся художникам и их наследникам. Особенно ощутимо это бремя для участников сделок с работами нижнего ценового диапазона.
2. В свете того, что арт-сектор составляет важную часть экономики Евросоюза, Еврокомиссия считает необходимым продолжать наблюдать за развитием рыночной ситуации.
3. Еврокомиссия обязуется продолжать работу, направленную на пропаганду введения права следования в других странах мира.
4. Ввиду того что под действие закона о праве следования подпадает большое число сделок, совершаемых на европейском арт-рынке, Еврокомиссия считает необходимым обмен опытом между европейскими странами относительно оптимизации процесса администрирования авторских выплат и минимизации его стоимости.
5. Еврокомиссия полагает, что деятельность коллекторских агенств должна стать более эффективной и прозрачной. Эксперты пообещали в 2012 году выступить с конкретными предложениями о том, как усовершенствовать их работу.
Глава британской федерации арт-рынка Энтони Брауни (Anthony Browne), ранее выступивший в программе BBC Radio 4 с критикой британского правительства, которое, по его мнению, недостаточно активно отстаивало интересы отечественного арт-рынка в вопросе введения права следования, в интервью изданию Antiques Trade Gazette назвал доклад Еврокомиссии «сбалансированным» и «основанным на фактах».
Он указал на присутствие в докладе Еврокомиссии идеи о том, что есть необходимость усовершенствовать администрирование процесса взимания авторских процентов и сбалансировать деятельность коллекторских агентств, и подчеркнул, что эта идея исходит от возглавляемой им Федерации арт-рынка Великобритании.
«Особенно приятно, — отметил Брауни, — что Еврокомиссия намерена и дальше следить за ситуацией на рынке и что в 2014 году она планирует подготовить новый отчет». Глава Федерации арт-рынка Великобритании в целом доволен докладом, а также тем фактом, что «Еврокомиссия проделала тщательный экономический анализ». Он отметил, что в докладе учтены все важные пункты, на которые внимание Еврокомиссии обратил Европейский союз деятелей арт-рынка (European Art Market Coalition).
Впрочем, Брауни в очередной раз посетовал на отсутствие какого-либо серьезного политического давления, касающегося продления нынешнего режима действия закона, со стороны стран — участниц Евросоюза, в особенности со стороны Британского правительства, которое представляет крупнейший в Европе арт-рынок.
Глава Федерации арт-рынка Великобритании подчеркнул, что, судя по докладу, Еврокомиссия открыта для диалога и готова будет в случае необходимости рассмотреть и учесть в своей работе новые данные. В частности, Брауни предрекает отток сделок с территории Великобритании, который может начаться в новом году, когда доля сделок, подпадающих под действие закона о праве следования, вырастет на рынке страны с 14 до до 62 процентов в денежном выражении.
Источник: antiquestradegazette.com, artinvestment.ru
Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/artnews/20111221_study_on_resale_right.html
https://artinvestment.ru/en/news/artnews/20111221_study_on_resale_right.html
© artinvestment.ru, 2025
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведения о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, предоставленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.