Art Investment

Неведомый шедевр Огюста Родена

Французский искусствовед представил публике доказательства того, что обнаруженная в 1980-х годах статуэтка — работа известного скульптора. Музей Родена не согласился с экспертом

По сообщениям агентства France Press, стало известно, что на прошлой неделе в Париже эксперт-искусствовед привел журналистам доказательства того, что серебряная статуэтка, изображающая фигуру «раненой женщины», — неизвестная ранее работа Огюста Родена (Auguste Rodin), моделью для которой послужила его ученица и возлюбленная Камилла Клодель (Camille Claudel).

На 22,5-сантиметровой статуэтке нет никаких опознавательных знаков, говорящих о том, кому принадлежит авторство работы. Женщина изображена стоя, согнувшись, словно от сильной боли. В руке она держит отрез ткани, прикрывающий ее бедра и ноги.

«Все признаки указывают на Родена», — заявил на пресс-конференции, посвященной статуэтке, Жиль Перро (Gilles Perrault), ведущий французский эксперт по творчеству выдающегося скульптора XIX века, и представил отчет, где приводятся доказательства того, что автором серебряной фигурки является Роден.

«На статуэтке нет опознавательных знаков, однако каждый ее мускул говорит о том, кто ее автор», — сказал Перро журналистам. Сама статуэтка, которую Перро обозначил как «раненая женщина», не была показана на пресс-конференции из соображений безопасности.

Жиль Перро рассказал, что посвятил исследованиям статуэтки четверть века и сейчас, по его словам, «абсолютно уверен», что она принадлежит Родену (1840–1917), и была создана им около 1886 года. По мнению Перро, темой произведения послужили сложные любовные отношения Клодель и Родена, точнее — несколько абортов, которые Камилле пришлось сделать во время романа со скульптором.

Впервые фигурка «раненой женщины» всплыла в 1980-х: тогда некий антикварный дилер выловил ее на парижском блошином рынке и продал нынешнему владельцу — коллекционеру, который и обратился к Перро для установления автора произведения.

Искусствовед Жиль Перро по совместительству сам является скульптором, к тому же он официальный эксперт Кассационного суда Франции, ему принадлежит более 750 атрибуций работ Родена, и он возглавлял реставрационные работы скульптур в Лувре и Версале.

В ходе исследований Жиль Перро работал в архивах Музея Родена (Rodin Museum) и других французских и зарубежных музеев, сравнивал наброски, произведения и технику скульптур Родена и Клодель, и даже изучал составы сплавов, использовавшихся ими при отливке скульптур.

Особое внимание исследователя привлекли руки статуэтки и расстояние между ее пальцами, ее стилизованные ноги, а также манера исполнения складок драпировки — все эти детали, как говорит специалист, характерны для произведений Родена.

Кроме того, технический анализ показал, что на статуэтке присутствуют микроскопические следы, оставленные покрытой гипсом тканью, наряду с мельчайшими желобками, которые есть и на скульптуре Родена, изображающей Бальзака. «Привычки Родена тогда шли вразрез с привычками современных ему скульпторов: он был единственным скульптором, который использовал в работе ткань, покрытую гипсом или воском», — пояснил Жиль Перро.

Согбенная спина женщины навела Перро на мысль об искривлении позвоночника, которым страдала натурщица, регулярно работавшая с Роденом и Клодель. А напряженная поза женщины — это, по словам Перро, «характерное положение тела и напряжение мускулов, которые художник использовал для явственной передачи эмоций».

«Такое множество “подсказок” и фактов не может быть совпадением», — говорит Жиль Перро. Эксперт подчеркивает, что исходя из результатов технического анализа он абсолютно убежден в авторстве Родена, однако его версия относительно темы работы остается лишь предположением. По его догадке, Роден хотел изобразить Камиллу Клодель «раненой, печальной, но собирающейся с силами» после «очередного аборта». Отношения между скульптором и его ученицей, которая была младше него на 24 года, развивались очень драматично. Роден несколько раз обещал Клодель жениться на ней, но так и не выполнил своего обещания.

Впрочем, «открытие» искусствоведа вызвало нарекания со стороны государственного Музея Родена в Париже: дело в том, что никаких письменных свидетельств о существовании подобной работы Родена нет — не упомянута она и в переписке между Роденом и его возлюбленной, которая также была известным скульптором. Более того, на серебряной статуэтке отсутствует не только подпись автора, но и клеймо литейной мастерской, где она была создана. В итоге специалисты Музея Родена не явились на пресс-конференцию, хотя и были приглашены.

«Мы очень скептически настроены, так как нет никаких документальных свидетельств, подтверждающих существование подобной серебряной статуэтки [Родена], а также каких-то других работ, имеющих к ней отношение», — заявила куратор музея Родена Алин Магньен (Aline Magnien), видимо, имея в виду подготовительные наброски или другие версии скульптуры. «У этой работы нет истории. Это все фантазии Жиля Перро», — заключила куратор.

Так как наследие Родена принадлежит Французскому государству, Музей Родена, по словам Перро, стоит на его страже и предотвращает возможные «посягательства на святое». Сомнения, возникшие у музея относительно статуэтки, могут в итоге ее дискредитировать, с сожалением говорит Перро.

Источник: google.com, artinvestment.ru


Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/artnews/20111102_rodin.html
https://artinvestment.ru/en/news/artnews/20111102_rodin.html

При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна

© artinvestment.ru, 2025

Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведения о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, предоставленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.

Услуги ARTinvestment

Арт-консалтинг

Индивидуальные консультации от опытных искусствоведов по любым вопросам в сфере искусства

Составление Инвестиционного Портфеля

Подбор предметов искусства для инвестирования под любую инвестиционную стратегию

Индивидуальная оценка

Наши эксперты проведут профессиональную оценку вашего предмета искусства, учитывая его состояние, авторство, историю и другие факторы

500+

Проведенных аукционов

8 800+

Зарегистрированных пользователей на аукционе

343 000+

Записей в базе

16 000+

Художников в базе

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».