Немецкий рынок искусства
Рассказ об арт-рынке Германии по материалам Art Media Agency
Согласно данным недавно вышедшего доклада Artprice о состоянии арт-рынка, Германия занимает шестое место в мире по объему продаж современного искусства с результатом 6 947 679 миллионов евро за период с июля 2010 года по июнь 2011, опережая Сингапур, Францию, Великобританию, США и Китай.
Четыре немецких художника вошли в топ-50 самых продаваемых авторов в мире. Так, на 19-е место попал Ансельм Кифер (Anselm Kiefer) с оборотом 9 200 234 евро в период между июлем 2010 года и июнем 2011 года. Весомый вклад в это достижение внес тот факт, что в прошлом мае работа Кифера «Неизвестному художнику посвящается» была продана за 2,16 миллиона долларов на Christie’s.
На 21-м месте списка Андреас Гурски (Andreas Gursky) с результатом 8 540 078 евро. Гурски — один из немногих художников в мире, чьи фотоработы продаются за миллионы евро.
На 41-м месте Томас Шютте (Thomas Schütte) с результатом 4 049 697 евро. Его скульптура «Большой призрак № 16» в ноябре 2010 года ушла с молотка на аукционе Phillips de Pury за 2,55 миллиона евро.
На 44-м месте Мартин Киппенбергер (Martin Kippenberger) с суммой 3 741 559 евро.
Двое немецких авторов попали в топ-100 современных художников по версии Artprice — это Томас Штрут (Thomas Struth) на 82-м месте и Ансельм Рейле (Anselm Reyle) на 91-м.
Впрочем, Германия славится не только художниками: в недавний список самых влиятельных людей в мире искусства, составленный Art Review, вошел ряд немецких галеристов. 44-е место занимают кёльнские галеристы Моника Шпрют (Monika Sprüth) и Филомена Магерс (Philomene Magers), основательницы галереи Sprüth & Magers, которая сегодня имеет офисы в Берлине и Лондоне; на 61-ю позицию составители рейтинга поставили Даниэля Бухольца (Daniel Buchholz), владельца галереи в том же Кёльне; 77-я строчка досталась основателям галереи Neugerriemschneider в Берлине Тиму Нойгеру (Tim Neuger) и Буркхарду Римшнайдеру (Burkhard Riemschneider); и 96-е место отвели Иоганну Кёнигу (Johann König).
Хотя Берлин занимает центральное место на художественной сцене Германии, однако и в других городах страны бурлит художественная жизнь, в особенности славятся ею Кёльн и Дюссельдорф. Престижные галереи, чьи имена громко звучат на международном арт-рынке, расположились по всему Кёльну. Они же имеют офисы и в столице. К примеру, галерея Christian Nagel, основанная в Кёльне в 1999 году, в 2002-м открыла выставочные площади в Берлине. Не так давно появились там и старейшие кёльнские галереи Daniel Buchholz и Gisela Capitain.
Как пишет Art Media Agency, долгое время именно Кёльн был центром немецкого арт-рынка, и туда стекалось огромное число дилеров и коллекционеров. Однако в последнее время Кёльн начал постепенно уступать позиции более молодой рыночной площадке — столичной. Впрочем, это не мешает ярмарке Арт-Кёльн, которой в этом году исполнилось 45 лет, быть на слуху и за пределами Германии; к тому же ее позиции упрочила отмена в этом году берлинской ярмарки Art Forum Berlin, существование которой сейчас вообще поставлено под вопрос.
Другая немецкая культурная столица — Дюссельдорф, и там тоже кипит галерейная жизнь: местные заведения демонстрируют широкий диапазон произведений современного искусства — от творений именитых художников до произведений начинающих авторов. В Дюссельдорфе располагается известная галерея Ганса Мейера (Hans Meyer). Она возникла в 1965 году, поселилась в городе в 1971-м и вот уже сорок лет продолжает расширять круг своих художников, работающих, отметим по обе стороны океана. В их числе всемирно признанные Фрэнк Стелла (Frank Stella), Элсворт Келли (Ellsworth Kelly), Сол ЛеВитт (Sol LeWitt), Роберт Раушенберг (Robert Rauschenberg), Рой Лихтенштейн (Roy Lichtenstein) и Том Вессельман (Tom Wesselmann), представители более молодого поколения Кит Хэринг (Keith Haring), Жан-Мишель Баския (Jean-Michael Basquiat) и Роберт Лонго (Robert Longo), а также европейцы, например Гия Эдзгверадзе (Gia Edzgveradze) и Маркус Оэлен (Markus Oehlen).
Многие старые галереи Дюссельдорфа, как и их кёльнские коллеги, имеют филиалы в Берлине. Так, галерея Konrad Fischer, основанная в 1967 году, открыла свой филиал в Берлине в 2007-м. Галерея экспонирует известных немецких и зарубежных художников, в числе которых Харальд Клингельхеллер (Harald Klingelhöller), Хельмут Дорнер (Helmut Dorner), Тони Крэгг (Tony Cragg), а также молодые таланты Магнус Плессен (Magnus Plessen), Мэтью Бэкингем (Matthew Buckingham), Гай Бен-Нер (Guy Ben-Ner) и Вольфганг Плёгер (Wolfgang Plöger).
Многие всемирно известные немецкие художники, такие как Андреас Гурски (Andreas Gursky), Томас Шютте (Thomas Schütte) и Томас Штрут (Thomas Struth), облюбовали Дюссельдорф в качестве места жительства, и это, конечно, повышает статус города как культурной столицы.
Репутация Кёльна и Дюссельдорфа на немецком арт-рынке несомненна, однако центральное место на нем с недавнего времени занимает Берлин, второй по величине город в Европе. Привлекательные цены на недвижимость идут на пользу как художникам и их студиям, так и солидным галереям, коих здесь немало.
Галерея Contemporary Fine Arts Gallery входит в число берлинских заведений, котирующихся на международной сцене, и принимает участие в таких значимых международных событиях, как Fiac, Frieze и АртБазель. Галерея представляет как художников местного уровня, так и всемирно известных мастеров, таких как Георг Базелиц (Georg Baselitz), Питер Дойг (Peter Doig) и Даниэль Рихтер (Daniel Richter).
Галерея Eigen+Art, возникшая в Лейпциге и работающая в Берлине с 1992 года, имеет несколько офисов в разных городах страны, а также филиалы в Токио, Париже, Нью-Йорке и Лондоне. Она представляет ярких художников из бывшей Восточной Германии, например Нео Рауха (Neo Rauch), одного из самых знаменитых немецких авторов в мире. Галерея Sprüth Magers также имеет филиал в Лондоне и выставляет таких известных художников, как Ричард Принс (Richard Prince), Андреас Гурски (Andreas Gursky) и Синди Шерман (Cindy Sherman).
Помимо популярных на рынке имен, крупные берлинские и другие значительные немецкие галереи отдают должное и художникам, известным только у себя на родине: это Антон Хеннинг (Anton Henning), Джонатан Миз (Jonathan Meese), Томас Руфф (Thomas Ruff), Блинки Палермо (Blinky Palermo), Ганс-Юрген Шликер (Hans-Jürgen Schlieker), Гюнтер Уэкер (Günther Uecker), Арис Калайцис (Aris Kalaizis), Катарина Фритш (Katharina Fritsch), Фриц Швеглер (Fritz Schwegler).
С падением Стены и началом массовой миграции населения в Западную Германию из Восточной Берлин сильно изменился. Многие здания оказались заброшенными, и территорию Восточного Берлина стали заново осваивать художники и галеристы, которые в итоге превратили центральный район Митте в средоточие артистической жизни.
После объединения Германии в 1989 году в немецкой столице открылись новые музеи, а старые стали обретать новый вид и утраченные коллекции. Среди лучших художественных учреждений города — Бодемузеум, Старая и Новая Национальные Галереи, Старый музей, Музей Пергамон.
Способствуют развитию немецкого арт-сектора и благоприятные налоговые условия: размер НДС в Германии составляет 19 процентов, однако на покупку некоторых товаров, в том числе произведений искусства, действует сниженный 7-процентный налог.
Источник: artmediaagency.com, artinvestment.ru
Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/artnews/20111031_germany.html
https://artinvestment.ru/en/news/artnews/20111031_germany.html
© artinvestment.ru, 2025
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведения о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, предоставленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.