Современное искусство: факты и цифры. Часть III. Париж и его окрестности
В рамках ежегодного отчета о положении дел на арт-рынке Artprice поинтересовался мнением галеристов и коллекционеров о перспективах парижского рынка современного искусства, и о том, где еще смотреть и покупать контемпорари-арт
В отчете нашлось место не только сухим цифрам и фактам, но и субъективным мнениям: ресурс опросил ряд коллекционеров и галеристов в надежде выяснить, какую роль, по их мнению, играет Париж на рынке современного искусства, а также где еще они предпочитают смотреть и покупать контемпорари-арт.
С точки зрения парижского галериста Эрве Левенбрука (Herve Loevenbruck), преимущество Парижа заключается в огромном разнообразии художественных произведений и в большом числе площадок, представляющих современное искусство. Из этого вытекает и недостаток, который отмечает галерист: предложение галерей слишком обширно, так что сложно бывает сделать выбор. Среди недостатков парижской арт-сцены Левенбрук отмечает некую неопределенность отношения французских политических лидеров к рынку современного искусства, который нуждается в их поддержке и развитии: без нее невозможно признание Франции важным игроком современного международного арт-рынка.
По словам Мауро Николетти (Mauro Nicoletti), директора римской галереи Magazzino Gallery, у Парижа есть все возможности стать международной площадкой рынка контемпорари-арта. Французские музеи, полагает Николетти, обращены лицом к современному искусству и с помощью Национального фонда современного искусства (Fondation nationale d’art contemporain — FNAC) и Региональных фондов современного искусства (fonds regionales d’art contemporain — FRAC) продвигают современных французских авторов за рубежом.
Тома Бернар (Thomas Bernard), директор галереи Cortex Athletico из Бордо, называет Париж «важной артерией арт-рынка». По его оценке, парижский рынок отличается активностью и многообразием предложения, однако он отмечает, что Париж очень дорогой город, где молодой галерее боязно брать на себя риски и продвигать новых художников. Здесь нужно быть на уровне, чтобы конкуренты не выжали тебя с рынка, а прибыль, с учетом всех расходов, совсем невелика.
Директор галереи Vermelho из Сан-Паулу Акио Аоки (Akio Aoki) отмечает историческую роль Парижа в развитии современного искусства, однако подчеркивает, что по части контемпорари-арта Париж долгое время не имел особых заслуг. Из выставочных площадок, на которых доступен контемпорари-арт, Аоки отмечает Центр Помпиду и Пале-де-Токио. Последний, наряду с обновленной ярмаркой FIAC, Аоки считает гигантским шагом вперед на пути превращения Парижа в значимую точку на карте контемпорари-арта.
Этот взгляд разделяют и директора берлинской галереи Contemporary Fine Arts Брюно Брюнне (Bruno Brunnet), Николь Хакерт (Nicole Hackert) и Филипп Хаверкампф (Philipp Haverkampf). Отдавая должное месту Парижа в истории искусств, они склонны считать его новичком рынка контемпорари. Совсем недавно, по словам галеристов, Париж не входил в перечень столиц современного искусства. Нынешние перемены кажутся им первыми шагами на этом пути. Однако задача привить довольно консервативной парижской публике интерес к современному искусству представляется берлинским дилерам непростой.
На вопрос о других городах, привлекательных с точки зрения современного искусства, коллекционеры давали порой неожиданные ответы. Например, коллекционер Жан-Франсуа Келлер (Jean-Francois Keller) рассказал, что предпочитает Париж и Берлин из-за обилия выставок и галерей, однако особое внимание обратил на довольно неочевидное на первый взгляд место на карте современного арт-мира — Вену. По словам Келлера, культурная Вена неожиданно «проснулась» с демократизацией стран Восточной Европы и созданием огромного музейного комплекса — Музейного квартала. Коллекционер рассказал, что частные венские музеи, такие как Collection Lenikus или Collection EVN наполнены произведениями молодых художников. Выставки в венском Музее современного искусства (MOMUK), в Кунстхалле и музее Альбертина также очень по душе французскому коллекционеру. Ему нравится и венская арт-ярмарка — интересный, на его взгляд, смотр немецкого, австрийского и восточноевропейского искусства; ярмарку в Вене Келлер называет одной из самых оригинальных ярмарок в мире. На ярмарке присутствует большое число галерей (Келлер приводит в пример AMT Project из Братиславы, Zak Branicka из Берлина, Emmanuel Layr из Вены), которые предлагают интересные произведения молодых, не известных широкой публике художников по доступным ценам.
Коллекционер Мишель Ожье (Michel Ogier) предпочитает Лион. Во-первых, расположенная там Школа изобразительного искусства стала лучшим художественным учебным заведением во Франции по версии журнала Beaux-Arts Magazine. Ожье нравятся и Лионская биеннале современного искусства, и проходящая в городе арт-ярмарка Docks, и то, что в городе открыто большое количество галерей и центров современного искусства. Многие уже получившие признание молодые художники, которые сейчас рассеяны по всему миру, начинали в свое время в Лионе. Среди них Ожье отмечает Адель Абдессемед (Adel Abdessemed), которая сегодня живет в Нью-Йорке; Адама Адаша (Adam Adach), номинанта премии Марселя Дюшана 2007 года, который странствует между Парижем, Варшавой и Нью-Йорком; Николя Дельпра (Nicolas Delprat) и Рашель Лабасти (Rachel Labastie), живущих в Брюсселе; Ассана Смати (Assan Smati), избравшего своим местом жительства Берлин. Ожье также говорит, что доверяет отдельным галереям в Сент-Этьене, Марселе и Париже, но именно Лион стал тем местом, где он открывает для себя молодых художников.
В отличие от Ожье, коллекционеры Даниэль и Флоранс Герлен (Daniel and Florence Guerlain) не имеют особых географических предпочтений. По выражению Флоранс Герлен, они с мужем «путешествуют по миру, любуясь искусством». Мадам Герлен говорит, что их выбор целиком определяется художником и качеством его работ, а не местом, где они приобретены.
По словам голландского коллекционера Хана Нефкенса (Han Nefkens), первые ассоциации, возникающие в его голове при словосочетании «современное искусство», это Лондон, Нью-Йорк, Берлин, возможно — Париж. Однако в целом на вполне конкретный вопрос о географических предпочтениях Нефкенс дал поэтичный и расплывчатый ответ: искусство там, где ты его видишь.
Американский коллекционер Мануэль де Сантарен (Manuel de Santaren) поделился не особенно оригинальным, однако, пожалуй, довольно распространенным мнением о том, что лучший город для охотника за современным искусством — Нью-Йорк. Несмотря на участие в нескончаемом ярмарочном круговороте, из-за которого коллекционеры напоминают перелетных птиц, Сантарен все же выбирает предметы для своей растущей коллекции в основном в Нью-Йорке. С открытием новых галерей в Нижнем Манхэттене коллекционеру в Нью-Йорке, по словам Сантарена, стал доступен вкус приключений, недостающий, по его мнению, лондонскому богемно-галерейному кварталу Челси. Тем же, кто не боится выбраться за пределы благополучного Манхэттена, Сантарен рекомендует Бруклин, где, как он говорит, расположился ряд интересных галерей, с которыми вполне стоит считаться.
Источник:
Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/artnews/20111029_galerists_opinions.html
https://artinvestment.ru/en/news/artnews/20111029_galerists_opinions.html
© artinvestment.ru, 2025
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведения о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, предоставленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.