Art Investment

Успехи и неудачи арт-рынка Сингапура

Стать важной точкой на карте арт-рынка Сингапуру мешают как культурные, так и финансовые причины

Сингапур, судя по царящему на его арт-рынке оживлению, вскоре вполне может сменить статус и из провинции рынка искусства превратиться в одну из его столиц. Череда интересных событий этого года привлекла в азиатский город-государство множество гостей, заставив заговорить о нем как о перспективной культурной и рыночной площадке.

Впервые прошедшая в январе этого года сингапурская арт-ярмарка Art Stage, на которой можно было приобрести произведения Ай Вейвея (Ai Weiwei), Яёи Кусамы (Yayoi Kusama) и Такаси Мураками (Takashi Murakami), привлекла 32 тысячи посетителей, не пожалевших денег на входной билет. Прошедшую в марте III Сингапурскую Биеннале также посетило внушительное число зрителей — 913 тысяч. А в 2015 году в Сингапуре должна открыться Национальная галерея изобразительных искусств площадью 60 000 квадратных метров, которая станет крупнейшим выставочным пространством страны.

«Возможности арт-рынка Сингапура расширяются, — говорит Тан Бун Уи (Tan Boon Hui), директор Сингапурского музея изобразительных искусств (Singapore Art Museum). — В последнее время в Сингапуре открылся ряд площадок и прошли мероприятия, которые способствовали значительному продвижению страны на мировой арт-сцене».

Немалый вклад в эти процессы вносит активная государственная политика, нацеленная на то, чтобы превратить Сингапур в главный арт-центр региона. Ярмарка Art Stage, например, была организована при поддержке палаты Сингапура по туризму, а также Государственной палаты по экономическому развитию (правительственного органа, который занимается привлечением в страну новых инвестиций). Юджин Тэн (Eugene Tan), глава палаты и бывший директор Института искусств Sotheby’s (Sotheby’s Institute of Art), на ярмарке Art Stage выступил куратором стендов сингапурских галерей. Местная биеннале также была по большей части профинансирована из государственного бюджета: она проводится Сингапурским музеем изобразительных искусств и обошлась ему в этом году в 6 миллионов сингапурских долларов (около 4,9 миллиона долларов США).

Но хватит ли у Сингапура, к которому скептики привыкли относиться как к культурному захолустью, смелости и напора, чтобы стать процветающей столицей рынка искусства?

Уже сейчас есть некоторые признаки того, что Сингапур готов к экспериментам, без которых современное искусство невозможно себе представить. Например, японскому художнику Татзу Ниси (Tatzu Nishi) в итоге все же разрешили, несмотря на обуревавшие власти сомнения, временно построить инсталляцию в виде отеля вокруг легендарного символа Сингапура — статуи Мерлион. А в прошлом году короткометражная лента «Тсс!» («Hush»), которая анонсировалась как «самый откровенный фильм, снятый в Сингапуре», была показана без цензурных купюр. Однако иногда произведениям, затрагивающим сексуальную тематику, в целомудренном азиатском городе везет меньше: порой их даже исключают из экспозиций. Также, по словам Хелины Чен (Helina Chan), директора местной галереи iPreciation, опасливо в Сингапуре относятся и к слишком резким творческим высказываниям на политические темы.

Госпожа Чен, за которой закрепилась репутация самого смелого арт-дилера Сингапура, полагает, что художники «вольны в своем творчестве затрагивать любые темы», однако дойдут ли их эпатажные произведения до сингапурской публики — это, по ее словам, уже «другой вопрос».

Так, перформанс индийского художника Тигуллы Венканны (Theegulla Venkanna), в котором он позировал обнаженным, был запрещен к показу почти сразу после открытия ярмарки Art Stage, а сам художник был вызван на допрос в полицию. Лоренцо Рудольф (Lorenzo Rudolf), директор арт-ярмарки, отказался прокомментировать это происшествие.

Инсталляция британца Саймона Фудзивары (Simon Fujiwara) «Добро пожаловать в отель Манбер» также подверглась цензуре: она, как посчитали организаторы, содержала элементы гомосексуальной порнографии, запрещенной в Сингапуре законами вроде Акта о нежелательных произведениях, и была исключена из программы биеннале после предварительного осмотра. «Нам приходится приспосабливать экспозиции к специфическому местному культурному контексту», — поясняет господин Тан, глава сингапурского музея, находящегося на обеспечении государственной Палаты по сохранению культурного наследия. Директор музея признался, что поначалу организация не справлялась со строгими этическими требованиями местных властей и «вполне могла бы быть закрыта, еще не начав как следует работать». Шумиха вокруг инсталляции Фудзивары объясняется отчасти тем, что она должна была демонстрироваться как раз в залах музея, который позиционируется как музей для семейного посещения. По словам Хелины Чен, частные галереи не так сильно страдают от вмешательства государства в их политику, так что она с удовольствием продемонстрировала бы работу Фудзивары у себя.

Еще более осторожно дилерам и галеристам в Сингапуре приходится относиться к произведениям, затрагивающим расовые и религиозные проблемы: местные жители хорошо помнят ожесточенные столкновения между малайцами и китайцами, произошедшие здесь в 1964 году. «Сингапур — многонациональная страна, и я бы не стала демонстрировать здесь произведения искусства, которые могли бы негативно сказаться на взамоотношениях между представителями разных культур и вызвать напряженность на религиозной почве, — говорит Хелина Чен. — Если есть сомнения относительно того, что, допустим, некая художественная инсталляция может нарушить закон, лучше заранее провести переговоры с властями, чтобы прояснить ситуацию».

Другой вопрос, пока остающийся открытым, — насколько рост арт-рынка Сингапура окажется устойчивым и продолжительным. Дебютный выпуск ярмарки Art Stage стал довольно успешным, зато ArtSingapore, старейшая ярмарка современного искусства в Сингапуре, в этом году, похоже, вообще не состоится. Шэн По Чэн (Shen Po Chen), директор мероприятия, заявил, что годичный перерыв позволит его команде «еще раз проанализировать рыночную ситуацию». Впрочем, скептики утверждают, что пока рано говорить об успехах Сингапура как серьезного рынка искусства, а данные о числе посетителей Сингапурской биеннале и вообще сильно преувеличены, так как ее организаторы посчитали и случайных посетителей тех экспонатов, которые были установлены на улицах и площадях сильно загруженных районов центра Сингапура.

Еще одна сложность для амбициозного города заключается в том, что Сингапуру приходится выдерживать жесткую конкуренцию с мощным соперником — Гонконгом. Гонконгская арт-ярмарка Art HK в этом году представила творения знаменитостей масштаба Андреаса Гурски (Andreas Gursky), Луиз Буржуа (Louise Bourgeois) и Джеффа Кунса (Jeff Koons), работа которого была продана за внушительные 3,5 миллиона долларов. Art HK не публикует данных о своих оборотах, но если сопоставить цифры, то станет ясно, что одна лишь продажа Кунса принесла ярмарке больше половины всей прошлогодней выручки ArtSingapore вместе взятой (она составила 6 миллионов сингапурских долларов).

Аукционные дома Sotheby’s и Christie’s в 2007 и 2006 годах сделали Гонконг центром своих аукционных продаж в юго-восточной Азии. Джонатан Стоун (Jonathan Stone), глава дома Christie’s и его отдела искусства Азии, назвал это шагом навстречу просьбам коллекционеров, а также объяснил приход компании в Гонконг «мощью всех отраслей гонконгского рынка».

Так что в итоге расцвету Сингапура как нового арт-центра могут помешать скорее финансовые, чем культурные и прочие факторы. Обороты рынка искусства Сингапура остаются «каплей в море» по сравнению с выручкой Гонконга, говорит госпожа Чен, которая, помимо галереи в Сингапуре, владеет еще одной в Гонконге: «С коммерческой точки зрения Сингапур еще не является зрелым арт-центром. Главная задача [для него] — научиться извлекать из всех [проходящих здесь] выставок и ярмарок доллары и центы».

Источник: blogs.wsj.com, artinvestment.ru


Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/artnews/20110916_singapur.html
https://artinvestment.ru/en/news/artnews/20110916_singapur.html

При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна

© artinvestment.ru, 2025

Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведения о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, предоставленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.

Услуги ARTinvestment

Арт-консалтинг

Индивидуальные консультации от опытных искусствоведов по любым вопросам в сфере искусства

Составление Инвестиционного Портфеля

Подбор предметов искусства для инвестирования под любую инвестиционную стратегию

Индивидуальная оценка

Наши эксперты проведут профессиональную оценку вашего предмета искусства, учитывая его состояние, авторство, историю и другие факторы

500+

Проведенных аукционов

8 800+

Зарегистрированных пользователей на аукционе

343 000+

Записей в базе

16 000+

Художников в базе

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».