Второе рождение шедевров русской периодики
Петербургское издательство «Альфарет» выпустило в свет факсимиле четырех лучших периодических иллюстрированных изданий Серебряного века. Продолжение следует
Петербургское издательство «Альфарет» готовится в течение года выпустить в свет факсимиле лучших периодических иллюстрированных изданий Серебряного века.
В августе этого года в свет вышли сразу четыре репринта ведущих журналов русской интеллигенции — «Мир искусства», «Золотое руно», «Жар-Птица», «Столица и усадьба».
Издательством восстановлены все экземпляры периодических изданий, собраны их полные комплекты за все годы выпуска. Факсимиле иллюстрированной периодики сохраняют оригинальные обложки, вклейки, вставки и приложения.
Сегодня практически невозможно отыскать оригиналы этих богато иллюстрированных периодических изданий. Архивы публичных библиотек содержат, как правило, неполные комплекты изданий, а внешний вид сохранившегося в них материала оставляет желать лучшего. Страницы измяты, обложки прожжены, многие иллюстрации вырезаны. Полный комплект журнала «Жар-Птица» находится в отделе редкой книги Российской Государственной библиотеки, но содержится там в формате микрофильмов и не может быть представлен широкой аудитории. Только сейчас благодаря работе издательства, в том числе кропотливым поискам полных номеров журналов, а также уникальным технологиям репринтной печати шедевры русской периодики, подобно мифическим жар-птицам, переживают второе рождение и в виде изысканной книжной коллекции становятся доступными каждому любителю искусства.
Иллюстрированные журналы рубежа XIX — XX веков имели исключительное оформление и представляли собой знаменательное явление в русской культуре. Богатые краски, мелованная бумага передавали шедевры живописи, графики, архитектуры. В представленных журналах печатались стихи, рассказы, очерки и обзоры культурной жизни Москвы и Петербурга.
Журнал «Мир искусства» (1898–1904) первым в России освещал творчество художников, входивших в одноименное объединение, а также творчество писателей-символистов. Основателем журнала был театральный и художественный деятель С. П. Дягилев. Первоначально издание предназначалось лишь для публикации искусствоведческих статей и многочисленных высококачественных иллюстраций. Номера, вышедшие в течение каждого полугодия, переплетались в отдельный том. В создании художественного оформления издания принимали участие И. Е. Репин, К. А. Сомов, В. М. Васнецов, А. М. Васнецов, М. В. Нестеров, В. Д. Поленов, В. А. Серов, И. И. Левитан, К. А. Коровин, Л. С. Бакст, Е. Е. Лансере. Это соавторство определяло очень высокий художественный уровень журнала. Тематика представленных материалов была необыкновенно широкой. Особое место занимало освещение темы самостоятельного русского искусства, в том числе декоративно-прикладного искусства. Факсимильное издание включает 12 томов.
«Золотое руно» — художественный и литературно-критический журнал, издававшийся в Москве Николаем Павловичем Рябушинским в 1906–1909 гг., был печатным органом и идеологическим центром русского символизма. Издание на московской почве перенимало традиции богатого по оформлению и содержанию печатного издания у петербургского «Мира искусства». С ним связаны имена В. Я. Брюсова, Андрея Белого, Д. С. Мережковского, З. Н. Гиппиус, Вяч. Иванова, А. А. Блока и многих других. Всего из печати вышло 34 номера «Золотого руна»; по разным причинам некоторые журналы выходили двойными и тройными номерами. В журнале содержалось большое количество иллюстративного материала: цветные снимки с портретов, пейзажей, виньетки и разного рода украшения обложек, страниц, выполненные Л. Бакстом, Е. Е. Лансере, К. А. Сомовым и другими крупнейшими отечественными и зарубежными художниками. В каждом номере издание знакомило читателей с самыми значительными в его представлении явлениями современной художественной жизни страны, часто еще не понятыми и не оцененными по достоинству. Одной из своих задач издатели «Золотого руна» видели популяризацию национального художественного наследия — ему ежегодно посвящался большой, строенный номер. Все четыре года своего существования журнал старался сгруппировать все, что было выдающегося в русском искусстве, он стал ярким культурным явлением, формировавшим художественное сознание и эстетические идеалы эпохи. Факсимиле журнала состоит из 8 томов.
«Столица и усадьба. Журнал красивой жизни» (1913–1917) — иллюстрированный информационный, культурный и историко-биографический журнал, один из лучших образцов дореволюционных периодических изданий, посвященный проблемам помещичьих усадеб. Выходил раз в две недели. Всего было выпущено 90 номеров. Редактор-издатель В. П. Крымов, редактор Н. О. Лернер. Над журналом работали лучшие художники своего времени: М. В. Добужинский, Л. С. Бакст, К. А. Сомов и М. В. Врубель. Фотографии были сделаны признанным мастером фотоискусства Я. В. Штейнбергом.
Основное место на страницах журнала занимали очерки о дворянских имениях, включающие в себя историю создания архитектурных ансамблей, описания усадеб и интерьеров, роскошные черно-белые и цветные иллюстрации. Опубликованы также биографии деятелей искусства, представителей и представительниц высшего света, описания знаменитых художественных коллекций и собраний, сведения о проходивших в столице выставках живописи, скульптуры и многое другое. Журнал был чрезвычайно популярен в свое время.
В настоящее время его иллюстрации стали классикой изобразительного искусства Серебряного века. В современной России повсеместное восстановление старинных усадеб переживает расцвет. Поэтому понятен все возрастающий интерес к роскошному периодическому изданию начала XX века, т.к. его востребованность является неким показателем образованности общества, его культурного облика. Репринт издания представляется в 7 томах.
«Жар-птица» — литературно-художественный журнал, издававшийся русской эмиграцией в 1921–1926 гг. в Берлине и Париже. Главным редактором журнала был известный историк искусства и художник Г. К. Лукомский, литературным отделом заведовал выдающийся поэт Саша Черный, заведовал редакцией и занимался финансированием А. Э. Коган, технической частью руководил бывший глава типографии и издательства «Голике и Вильборг» Б. Г. Скамони. В журнале активно сотрудничали крупнейшие деятели русской культуры: К. Д. Бальмонт, Л. С. Бакст, А. Н. Бенуа, И. Я. Билибин, И. А. Бунин, Ф. А. Малявин, В. В. Набоков, К. А. Сомов, Н. А. Тэффи, В. М. Ходасевич и др. Продолжая традиции периодических изданий «Мир искусства», «Аполлон», «Золотое руно», журнал отличался высоким полиграфическим уровнем, а также великолепным художественным оформлением (большое количество иллюстраций, заставок, виньеток). Основными темами публикаций были прошлое и настоящее России, человек и природа, театр и изобразительное искусство. Но в каждом номере звучали ностальгические мотивы, и главной темой во всех номерах была культура России. Всего вышло 14 номеров журнала, из них номера 4–5 (рождественский номер) вышли под одной обложкой. Тираж журнала не превышал 300 экземпляров, поэтому сегодня «Жар-птица» — библиографическая редкость. Репринтное издание выходит в 3 томах.
В оформлении репринтных изданий используется натуральная кожа, дизайнерская бумага, золотое тиснение на корешке. Специальные технологии цветной печати делают иллюстрации факсимиле сходными с оригиналами рубежа XIX — XX веков. Великолепная по содержанию и внешнему виду коллекция иллюстрированной периодики может стать украшением государственной и домашней библиотеки, а главное, позволить ее владельцу прикоснуться к богатому культурному наследию Серебряного века. Иллюстрированная периодика выходит ограниченным тиражом.
Источник: пресс-релиз издательства «Альфарет»
Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/artnews/20110826_magazins.html
https://artinvestment.ru/en/news/artnews/20110826_magazins.html
© artinvestment.ru, 2025
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведения о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, предоставленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.