В Великобритании обнаружена ранее неизвестная миниатюра Гейнсборо
Портрет мальчика, продававшийся на провинциальном британском аукционе, оказался ранней работой знаменитого живописца XVIII века
Когда искусствовед Стивен Конрад (Stephen Conrad) просматривал каталог аукционного дома Lawrence's Auctioneers, находящегося в британском графстве Саррей, его внимание привлекла написанная маслом миниатюра мальчика: специалист был поражен сходством работы с произведениями Томаса Гейнсборо (Thomas Gainsborough) и приобрел изображение всего за 800 фунтов.
Когда он изучил оборот небольшой (10 x 8) работы, то обнаружил там сделанную детской рукой подпись — Gainsboro. Теперь искусствовед уверен, что стал владельцем первого автопортрета художника, написанного им в возрасте 10 лет.
В статье, опубликованной в последнем номере искусствоведческого журнала The British Art Journal, Конрад утверждает: все говорит о том, что обнаруженная им работа принадлежит кисти юного Томаса Гейнсборо. «Это не просто его самый ранний автопортрет, но и самая ранняя из известных нам работ этого великого живописца XVIII столетия, а также, вероятно, и самый ранний автопортрет в истории английской живописи вообще», — пишет в своей публикации Конрад.
Известно, что талант Гейнсборо раскрылся очень рано: к 12 годам его способности стали настолько очевидны, что семья, жившая в городе Садбери в графстве Саффолк, отправила его на учебу в Лондон. Племянница художника София Гардинер (Sophia Gardiner) писала позже в одном из писем, что друзья Гейнсборо «были поражены искусностью, с которой были написаны несколько миниатюрных головок» раннего периода его творчества.
Конрад отметил сходство миниатюры с рядом более поздних работ Гейнсборо, в том числе с его «Автопортретом с палитрой» (ок. 1739). «На миниатюре изображен мальчик помладше, и это поддерживает версию о том, что она была написана в Садбери примерно в 1736–1737 годах. Черты лица мальчика схожи с теми, что мы знаем по более поздним автопортретам Гейнсборо, авторство которых не подлежит сомнению». Миниатюра также очень сходна по стилю с другими овальными портретами, созданными Гейнсборо на начальном этапе его творческого пути. Конрад приводит в качестве аргумента и присутствие на миниатюре «берлинской лазури» — краски, которую, как известно, любил использовать молодой Гейнсборо.
Внешний вид подписи, обнаруженной на обороте, также подтверждает, что работа принадлежит великому живописцу. При изучении двух ранних рисунков Гейнсборо выяснилось, что юный художник именно так писал свою фамилию — Gainsboro (то есть с ошибкой. Правильно фамилия по-английски пишется Gainsborough. — AI.), а конечные буквы .ugh. были позднее приписаны другой рукой, утверждает Фрэнсис Хэррис (Frances Harris), графолог из Британской библиотеки.
Робин Саймон, доктор наук, редактор The British Art Journal считает приведенные аргументы вполне убедительными. «Когда я впервые увидел работу, то был настроен недоверчиво и сомневался. Но, изучив ее, я убедился в сходстве [с другими изображениями Гейнсборо] и в том, что автор действительно Гейнсборо», — говорит эксперт.
Искусствовед Брайан Сьюэлл (Brian Sewell), также внимательно изучивший работу, оказался единодушен со своими коллегами в ее атрибуции. Однако он высказал сомнения относительно того, действительно ли миниатюра представляет собой автопортрет. «Когда я достал работу из конверта, в котором она лежала, моей первой реакцией было: Боже мой, да ведь это ранний Гейнсборо! — рассказывает Сьюэлл. — Но я не думаю, что это автопортрет. Полагаю, что это ранний портрет Гейнсборо, но не изображение самого художника».
Эксперты оценивают произведение Гейнсборо в 100 000 фунтов, однако, как сообщает Telegraph, Стивен Конрад не намерен его продавать.
Источник:
Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/artnews/20110809_geinsboro.html
https://artinvestment.ru/en/news/artnews/20110809_geinsboro.html
© artinvestment.ru, 2025
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведения о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, предоставленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.