Art Investment

Безыскусность похитителей искусства

Краткий обзор новой книги об арт-преступлениях «Воруя Рембрандта» (“Stealing Rembrandts”) от Бенджамина Уоллеса, корреспондента Wall Street Journal. Оказывается, за последние сто лет были украдены примерно 80 работ этого великого мастера

Корреспондент Бенджамин Уоллес (Benjamin Wallace) сделал на страницах онлайн-версии  Wall Street Journal краткий обзор новой книги об арт-преступлениях «Воруя Рембрандта» (“Stealing Rembrandts”).

Майлз Дж. Коннор Младший (Myles J. Connor Jr.) входит в Сообщество Менса — организацию, объединяющую людей с самым высоким коэффициентом интеллекта по всему миру. Он собирает самурайские мечи, держит домашнюю кобру и говорит с высокопарным бостонским акцентом. В 1975 году Коннор, одетый в твидовый пиджак, фетровую шляпу и темные очки, посреди бела дня вышел из здания Бостонского музея изящных искусств, держа  под мышкой картину Рембрандта «Портрет девочки в накидке, отделанной золотом» (1632). Его сообщник прикрывал отступление, угрожая охранникам пистолетом. Им удалось уйти, они действовали умно, дерзко, четко и с шиком — так, как в нашем представлении и должны действовать музейные грабители, но как редко бывает в реальности.

Книга «Воруя Рембрандта» — это история современных арт-преступлений на примере краж работ только одного автора. Полотна Рембрандта — естественный выбор умного стратега. Голландский мастер XVII века был чрезвычайно плодовитым художником, оставившим после себя более 2 тыс. картин, рисунков и офортов. Некоторые из его полотен уходят с молотка на аукционах за десятки миллионов долларов. А поскольку Рембрандт был еще и экономным художником, его работы, как правило, небольшого размера и легко транспортируются. Поэтому произведения Рембрандта становятся наиболее частым объектом краж (более популярен у воров только Пикассо). Оказывается, за последние сто лет из музеев и частных собраний были похищены примерно 80 работ великого мастера.

В книге есть глава о знаменитом «Портрете Якоба де Гейна III», который получил прозвище «Рембрандт на вынос» (“Takeaway Rembrandt”), потому что с 1966 года целых четыре раза не по своей воле покидал стены Далвичской картинной галереи в Лондоне. Авторы книги Энтони Амор и Том Машберг (Anthony Amore, Tom Mashberg) рассказывают о вооруженном ограблении в 1972 году музея в Ворчестере, откуда воры унесли «Портрет святого Бартоломея»; приводят весьма кинематографичную историю стокгольмского ограбления 2000-го, когда преступники убегали на моторной лодке и поджигали автомобили, чтобы уйти от преследователей; описывают секретную операцию по возвращению украденного «Автопортрета» 1630 года.

При подготовке материалов авторы книги опросили множество людей. Помогло им и то, что историю одного из ограблений они знают не понаслышке: Амор возглавляет охрану бостонского Музея Изабеллы Стюарт Гарднер, из которого в 1990 году вероломно были похищены 13 полотен, включая три картины Рембрандта; а Машберг в качестве корреспондента Boston Herald уже 14 лет следит за развитием событий вокруг этого до сих пор не раскрытого преступления.

Среди тех, кого авторы цитируют, есть и сами грабители. Очень живым получился образ бывшего заключенного Флориана «Эла» Мандея (Florian “Al” Monday) — рыжеволосого парня в спортивном костюме и ювелирных украшениях, который был осужден за похищение «Портрета святого Бартоломея». Мандей перечисляет художников, которые нравятся ему больше всего (в качестве добычи, надо полагать), но за Ван Гога, по его мнению, «никто не возьмется».

Однако Эл Мандей далек от образа высококлассного преступника, блестяще  созданного Пирсом Броснаном в фильме «Афера Томаса Крауна» и, конечно же, больше всего интересующего читателей. Обычно картины крадут мелкие воры, разнорабочие, зачастую страдающие от наркозависимости. Так, 21-летний Карл Хорслей (Carl E. Horsley) украл в 1973 году две маленькие картины Рембрандта из Музея Тафта в Цинциннати, оставив нетронутыми две висевшие рядом гораздо более ценные работы. Вора задержали, и он отсидел три года за кражу картин. Выйдя на свободу, этот «преступный гений» скоро вновь попался — на этот раз на краже конфет и зубной пасты из магазина в Кентукки.

Мы могли бы предположить, что кража произведений искусства тоже требует творческого подхода, но авторы книги вновь и вновь доказывают, насколько безыскусны воры. Мы узнаем, что арт-преступления, по сути, бессмысленны, когда речь идет о всемирно известных шедеврах — перепродать такие работы нет никакой возможности. Амор и Машберг приходят к выводу, что «Рембрандта гораздо проще украсть, чем сбыть».

Авторы книги окончательно развеивают романтический ореол вокруг музейных краж. Воры чаще всего грубо вырезают полотна из рам, пытаются «почистить» картины старых мастеров, хранят произведения искусства в ужасных условиях — в багажниках, в промозглых сараях и лачугах, носят в полиэтиленовых пакетах и прячут под кроватью.

Интересно, что успешные ограбления имеют между собой много общего. В 80% случаев кто-то из музейного персонала оказывается соучастником кражи, которую пытаются совершить ближе к праздничным дням или во время праздников (например, Музей Гарднер ограбили после Дня святого Патрика). Шансы на длительную «карьеру» есть разве что у тех, кто специализируется на офортах Рембрандта и не покушается на его живопись: пусть печатная графика стоит дешевле, но ее все-таки можно перепродать.

Напоследок упоминается еще один вид арт-преступлений — кража с целью получения выкупа. Провернуть такой обмен и не попасться — особое искусство. Порой преступники выдвигают крайне оригинальные требования за возвращение работы. Уже упомянутый Майлз Коннор украл картину Рембрандта, а потом помог вернуть ее. За это ему был уменьшен срок отбывания наказания за прежние преступления. При этом Коннору удалось скрыть, что картина была им же и украдена.

Источники: online.wsj.com, artinvestment.ru


Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/artnews/20110721_stealing_rembrandts.html
https://artinvestment.ru/en/news/artnews/20110721_stealing_rembrandts.html

При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна

© artinvestment.ru, 2025

Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведения о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, предоставленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.

Услуги ARTinvestment

Арт-консалтинг

Индивидуальные консультации от опытных искусствоведов по любым вопросам в сфере искусства

Составление Инвестиционного Портфеля

Подбор предметов искусства для инвестирования под любую инвестиционную стратегию

Индивидуальная оценка

Наши эксперты проведут профессиональную оценку вашего предмета искусства, учитывая его состояние, авторство, историю и другие факторы

500+

Проведенных аукционов

8 800+

Зарегистрированных пользователей на аукционе

343 000+

Записей в базе

16 000+

Художников в базе

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».