Такаси Мураками: гигантомания и эротомания
Выставка Такаси Мураками в галерее Ларри Гагосяна в Лондоне предлагает новые трактовки классических произведений японской культуры
Такаси Мураками — Джефф Кунс японского искусства — похоже, устал от того, что его имя так прочно ассоциируется с образами манга. В своей новой выставке в лондонской галерее Ларри Гагосяна он затрагивает художественный материал, более глубоко укорененный в многовековой японской культуре, чем относительно молодая культура аниме. Его работы предлагают новый взгляд на произведения с более чем вековой историей: к примеру, Мураками создал четыре триптиха, отсылающих к полотнам жившего на рубеже XIX и XX веков японского художника Курода Сэйки. Сэйки наиболее известен тем, что ввел в Японии в обиход европейский стиль живописи. Один из представленных на выставке триптихов — копия полотна Курода Сэйки «Мудрость, Впечатление, Чувство». Эта работа была создана в 1900-м году и представляет собой изображение трех обнаженных женских фигур, написанных в реалистическом ключе. Мураками в деталях скопировал полотно и добавил к нему дерзкую подпись: «Сэйки Курода — Такаси Мураками 1899–2010». Претензии Мураками на преемственность по отношению к классику очевидны.
Три оставшихся триптиха продолжают тему трех граций, но пересоздают их образы в разных манга-стилях. Лоснящиеся мультяшные персонажи озаглавлены «Работе “Мудрость, Впечатление, Чувство” Сэйки Курода посвящается — TONY+фабрика Kaikai Kiki»; в названии присутствуют имя художника, изготовляющего статуэтки, и название компании Мураками (некий аналог «Фабрики» Энди Уорхола). На другой картине из той же серии, «Работе “Мудрость, Впечатление, Чувство” Сэйки Курода посвящается — Ашито Ояри + фабрика Kaikai Kiki», три первоначальные грации выглядят несколько старше и менее похожи друг на друга. Разные трактовки полотна Сэйки Курода в исполнении Мураками несут совершенно разный энергетический и художественный заряд.
Висящие рядом, эти полотна заставляют вспомнить о Музее манги, что в Киото: там, как и на картинах Мураками, можно в полной мере оценить жанрово-стилевое разнообразие искусства манги. Однако Мураками не просто демонстрирует владение разными стилями: «подновляя» полотно классика, он подчеркивает свою, хотя и весьма специфичную, преемственность по отношению к его работам.
Эта связь с глубинными срезами культуры заявлена Мураками и в двух других произведениях: работах акрилом на доске, навеянных образами шунга — эротических гравюр на дереве, популярных в эпоху Эдо (1603–1867). Мураками вместо изображения фигур сплетенных в объятиях любовников, сосредотачивается на показанных крупно пикантных деталях. Эти образы перекликаются с выставленными тут же монументальными скульптурами, изображающими мужские (выполнены в золотом цвете) и женские (в серебряном цвете) половые органы. Оба произведения украшены фирменными стилизованными улыбающимися лицами, столь любимыми Мураками. Представленные в таком колоссальном масштабе, эти образы теряют всякую эротичность. Они становятся лишь формами, в столь гротескном увеличении доведенными до абсурда.
Но тема абсурда, похоже, занимает художника больше остального. Именно эта нотка абсурдности в сочетании с фирменным юмором Мураками спасают от пошлой претенциозности его попытку привязать свое творчество к истории японского искусства. Его свежая работа «Трехметровая девушка» (2011), гигантская манга-красотка, чей бюст настолько тяжел, что она вынуждена склониться под его весом, поистине открывает новую грань в лакированно-милых персонажах манга. Сексуальная юная девушка оборачивается жутковатой гоблиншей, готовой, кажется, при первой же возможности задушить своих несчастных поклонников. Вот уж воистину полное торжество абсурда.
Источник:
Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/artnews/20110711_murakami.html
https://artinvestment.ru/en/news/artnews/20110711_murakami.html
© artinvestment.ru, 2025
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведения о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, предоставленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.