Art Investment

И все-таки подделка!

Картина голландского живописца из коллекции лондонского Института Курто признана подделкой, созданной печально известным фальсификатором Ханом ван Мегереном

Ранее считалось, что картина «Сводня», хранящаяся в Институте искусства Курто в Лондоне, — это сделанная в XVII веке анонимная копия картины голландского мастера Дирка ван Бабюрена 1620 года.

Не далее как в 2009 году Art Newspaper написала, что кураторы Института Курто и Национальной галереи пришли к выводу, что картина «совершенно очевидно была написана в XVII веке».

Однако, как сообщает теперь британская Telegraph, после серии экспертиз, сделанных для программы BBC One «Все или ничего» («Fake or Fortune»), стало понятно, что это полотно принадлежит кисти Хана ван Мегерена, знаменитого голландского фальсификатора, умершего в 1947 году.

Заставили ученых пересмотреть свои выводы результаты недавних исследований: в составе красок была обнаружена синтетическая смола, подмешанная для состаривания изображений.

Исследования проводились под руководством Филипа Муда, арт-дилера, специализирующегося на работах старых мастеров, которому уже не в первый раз удается изобличить подделку. Муд отметил: «Несколько научных светил утверждали, что картина относится к семнадцатому веку, но увы… Бакелит — фирменный знак ван Мегерена». Впрочем, Муд с самого начала был настроен скептически по отношению к версии о XVII веке: «Я почти сразу понял, что это Мегерен».

По иронии судьбы точно так же думал и Джеффри Уэбб, который в 1960 году подарил полотно Институту Курто в первую очередь для исследования его подлинности. Уэбб, британский чиновник, занимавшийся реституцией присвоенных нацистами произведений искусства (а среди «жертв» голландского мошенника оказался сам Герман Геринг), считал «Сводню» подделкой — отчасти из-за того, что картина была найдена в 1945 году на вилле Ван Мегерена.

Но голландский «виртуоз» владел и коллекцией подлинных произведений искусства; это обстоятельство, очевидно, повлияло на искусствоведов, и они в конце 1970-х все-таки отнесли лондонскую «Сводню» к XVII веку.

Ван Мегерен заработал на своих поддельных работах в общей сложности около 65 миллионов фунтов в пересчете на сегодняшние деньги, причем начать карьеру фальсификатора его побудили собственные творческие неудачи: его картины критики посчитали вторичными и неоригинальными. И он сполна отыгрался, начав делать деньги на том, что вменялось ему в вину. Ван Мегерен вводил в заблуждение ведущие музеи мира. За одну из его картин амстердамский Рейксмузеум заплатил рекордную сумму — 12 миллионов фунтов (в пересчете на нынешний курс). Эта столь дорого обошедшаяся фальшивка благополучно почила в хранилищах коллекции.

Хан Ван Мегерен был арестован в 1945-м, но вовсе не за мошенничество, как можно было бы подумать. Приняв очередную искусную подделку, проданную Герингу, за бесценный подлинник Вермеера, соотечественники обвинили Мегерена в расхищении национального наследия и коллаборационизме. Единственным средством избежать смертной казни за предательство родины для него было признаться, что продал он Герингу не настоящего Вермеера, а практически неотличимую от полотен классика собственную работу. На процессе 1947 года Ван Мегерен рассказал, что он имел обыкновение подделывать стиль семи старых мастеров, но сейчас известен уже 21 художник, к творчеству которого Ван Мегерен «приложил руку», и возможно, этот список далеко не окончательный.

Находящаяся в Институте Курто «Сводня» упоминается в документах по «делу Ван Мегерена»,. Мегерен утверждал, что картина была приобретена в 1938 году в антикварной лавке его женой, однако арт-дилер Филип Муд с недоверием относится и к этому заявлению: «Я не склонен этому верить. Он обманывал всех при помощи живописи, а обмануть на словах ему и вовсе ничего не стоило».

Некоторые этапы технологической экспертизы, сделанной для BBC, были проведены под началом Авивы Бернсток, главного хранителя коллекции Института Курто. Вооружившись последними достижениями криминалистики, она вместе с экспертом из Голландии тщательно изучила все «улики», изъятые из студии Хана Ван Мегерена в 1945 году.

Весьма пристрастному изучению подверглись, в частности, пигменты, входившие в состав красок, которыми написана картина, — и один из них был признан «искусственной смолой». Анализы подтвердили, что по составу это фенолформальдегидный пластик, более известный как бакелит, изобретенный только в XX веке. Мегерен использовал его, чтобы сделать краски более сухими, дабы впоследствии они больше напоминали засохшую, растрескавшуюся поверхность старинных полотен.

«Краска здесь такая же улика, как кровь на месте преступления», — мрачно иронизирует Муд. Для чистоты эксперимента Рейксмузеум, владеющий оригиналом «Сводни» и еще одним «шедевром» Мегерена на ту же тему, предоставил с картин микроскопические частицы краски, которые были сопоставлены с образцами краски с работы из коллекции Курто.

Авива Бернсток рассказала BBC: «Картину много раз называли то подделкой Ван Мегерена, то снова подлинником XVII века». Однако результаты последних экспертиз окончательно убедили исследовательницу: «С уверенностью могу сказать, что теперь наши выводы неоспоримые и окончательные. Это стопроцентный Ван Мегерен».

Представительница Национальной Галереи подытожила этот полудетективный сюжет следующими словами: «Атрибуция произведений искусства может меняться, и это неизбежно, особенно когда в распоряжении ученых оказываются новые факты или результаты экспертиз».

Институт Курто не преминул добавить к этому, что картина хотя и находилась в коллекции, но никогда не выставлялась как произведение XVII века.

Источник: telegraph.co.uk, artinvestment.ru


Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/artnews/20110705_meegeren.html
https://artinvestment.ru/en/news/artnews/20110705_meegeren.html

При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна

© artinvestment.ru, 2025

Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведения о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, предоставленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.

Услуги ARTinvestment

Арт-консалтинг

Индивидуальные консультации от опытных искусствоведов по любым вопросам в сфере искусства

Составление Инвестиционного Портфеля

Подбор предметов искусства для инвестирования под любую инвестиционную стратегию

Индивидуальная оценка

Наши эксперты проведут профессиональную оценку вашего предмета искусства, учитывая его состояние, авторство, историю и другие факторы

500+

Проведенных аукционов

8 800+

Зарегистрированных пользователей на аукционе

343 000+

Записей в базе

16 000+

Художников в базе

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».