Art Investment

Top-10 Newsweek. Кристиан Марклей: Пикассо видеоарта, Леонардо звука

Мы продолжаем рассказ о десяти важнейших художниках современности по версии Newsweek.com

Продолжаем рассказ о десяти важнейших художниках современности по версии Блэйка Гопника (Newsweek.com).

В январе этого года в Нью-Йорке произошло нечто небывалое. Показ работы мастера передового отряда современного искусства — видеоарта — превратился в популярное среди широкой публики событие. Люди часами простаивали в очередях на морозе, чтобы посмотреть новую работу американского художника швейцарского происхождения Кристиана Марклея (Christian Marclay) «Часы».

Произведение по форме представляет собой 24-часовой фильм, составленный из многочисленных киноотрывков о часах и времени, но на самом деле Марклей старается проникнуть в суть того, как культура — в данном случае такой ее сегмент, как кинематограф, — запечатлевает само течение времени. «Принято считать, что художники стоят над массовой культурой, но это не так: все мы существуем внутри нее», — утверждает 56-летний художник, несколько лет назад переехавший из Нью-Йорка в Лондон. «Развлечение — слово почти неприличное в художественной среде», — добавляет он. Но, разобрав по Голливуд по косточкам (а Марклей одним из первых стал создавать произведения видеоарта из отрывков старых фильмов), художник обнажает тот замысловатый механизм, с помощью которого были сотканы его первоисточники.

Поначалу внезапная популярность Марклея среди широкой публики настораживает, ведь нечто модное зачастую напрочь оказывается лишенным глубины. Но импонирующая зрителю работа Марклея насыщена смыслом, возникающим отчасти из-за ее невероятной технологической сложности. После долгих лет кропотливого труда Марклею удалось добиться, чтобы часы на тысячах кинокадров сутки напролет показывали реальное время. Саундтрек фильма образует с визуальным рядом тонкое полифоническое единство, которому позавидовал бы сам Бах.

Но у Марклея есть и относительно простые работы. Для съемок видео «Проезд гитары» он установил в багажнике пикапа микрофоны и усилители, вставил в розетку электрогитару Fender Stratocaster, а потом протащил несчастный инструмент, привязанный к машине, по сельским дорогам. По ходу развития действия видео мощные аккорды постепенно переходят в еле слышный гул, издаваемый воспламенившейся гитарой. Видео было снято в Техасе, где двумя годами ранее трое белых мужчин подобным образом расправились с чернокожим по имени Джеймс Бирд-младший, волоча его по дороге до тех пор, пока он не умер.

Помимо прочих своих заслуг, Марклей — икона для диджеев всего мира. Он считается одним из родоначальников «турнтаблизма», искусства использования крутящихся пластинок для создания шумов и ритмов. А еще он художник, который больше чем кто-либо другой сделал для того, чтобы открыть звуку дорогу в музейные святилища. Прошлым летом в ретроспективе работ Марклея в Музей Уитни участвовали и певец, импровизирующий на тему «пьесы» Марклея (пьеса эта — не что иное, как собрание звукоподражательных слов из комиксов), и музыкант, играющий на «Заводной гитаре» Марклея — своеобразном гибриде гитары и шарманки.

Карьера Марклея началась в конце семидесятых, когда он, в то время студент-искусствовед, только-только приехавший в Америку из Швейцарии, вращался в среде нью-йоркских альтернативных музыкантов. Сам Марклей говорит, что новаторские группы, музыку которых он слушал, заставили его задаться вопросом: «Почему подобная музыка не считается искусством?» Марклей, видеохудожник, который не знает нотной грамоты, подтолкнул процесс ее признания в качестве такового.

Источники: newsweek.com, artinvestment.ru

Из списка Блэйка Гопника мы уже рассказали о:

  1. Дэмиане Херсте.

Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/artnews/20110701_marclay.html
https://artinvestment.ru/en/news/artnews/20110701_marclay.html

При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна

© artinvestment.ru, 2024

Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.

Услуги ARTinvestment

Арт-консалтинг

Индивидуальные консультации от опытных искусствоведов по любым вопросам в сфере искусства

Составление Инвестиционного Портфеля

Подбор предметов искусства для инвестирования под любую инвестиционную стратегию

Индивидуальная оценка

Наши эксперты проведут профессиональную оценку вашего предмета искусства, учитывая его состояние, авторство, историю и другие факторы

500+

Проведенных аукционов

8 800+

Зарегистрированных пользователей на аукционе

343 000+

Записей в базе

16 000+

Художников в базе

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».