Эксперты подтверждают подлинность картины Рафаэля
В подлинности картины «Мадонна с гвоздиками», выкупленной Национальной галереей в 2004 году за 34 миллиона фунтов, сомневались много лет, считая ее скорее подделкой или копией. Результаты последних исследований свидетельствуют в пользу авторства Рафаэля
Эксперты из британской Национальной галереи нашли подтверждение тому, что картина «Мадонна с гвоздиками», выкупленная музеем в 2004 году за 34 миллиона фунтов, является подлинным произведением великого Рафаэля.
Долгое время это произведение, находившееся в коллекции герцога Нортумберлендского, считалось подделкой XIX века или копией с утерянного оригинала. В 1991 году искусствоведы заинтересовались изысканной рамой, в которую была заключена картина, и решили просканировать ее при помощи инфракрасного излучения. Исследование показало наличие под верхним красочным слоем подмалевка, характерного для работ Рафаэля. На снимках также было видно, что автор вносил изменения в первоначальный вариант картины, а он вряд ли стал бы это делать, если бы работал над копией. Поэтому Николас Пенни (Nicholas Penny), тогда занимавший пост куратора отдела живописи Ренессанса, а впоследствии ставший директором Национальной галереи, признал «Мадонну» подлинной работой Рафаэля. Однако многие специалисты ставили подобную атрибуцию под сомнение: дело в том, что более подробное изучение картины не проводилось, поскольку галерея не являлась ее владельцем.
В 2004 году герцог Нортумберлендский решил продать «Мадонну с гвоздиками» лос-анджелесскому музею Гетти. Но британское правительство заблокировало вывоз этой ценной работы за границу, чтобы дать возможность Национальной галерее найти необходимые средства и выкупить картину. В результате музею удалось собрать 22 миллиона фунтов, а правительство пообещало освободить владельца от уплаты налога в размере 12 миллионов фунтов. Таким образом, «Мадонна» осталась в Великобритании и перешла в собственность Национальной галереи.
Теперь специалисты могли провести все необходимые анализы. Эксперт из Национальной галереи Эшок Рой (Ashok Roy), руководивший исследованиями, рассказал, что анализ грунтовки показал наличие в ней трех компонентов: свинцовых белил, толченого стекла и т. н. желтого свинцово-оловянного пигмента. «Секрет его изготовления был утерян в XVII веке. Поэтому обнаружить его в подделке XIX века попросту невозможно», — пояснил он.
В результате анализа образцов краски также удалось обнаружить еще один редкий пигмент, основой которого является висмут. Он использовался итальянскими живописцами лишь в начале XVI века. Известно, что Рафаэль также применял его, поэтому уверенность специалистов в авторстве этого великого мастера еще больше окрепла.
«Мадонну с гвоздиками» можно будет увидеть в Национальной галерее на выставке «Тщательная экспертиза», которая откроется 30 июня. Она посвящена научным технологиям, которые помогают определять подделки, идентифицировать подлинные творения старых мастеров, а также реставрировать ценные произведения искусства.
Источник:
Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/artnews/20100617_raphael_authenticity_approved.html
https://artinvestment.ru/en/news/artnews/20100617_raphael_authenticity_approved.html
© artinvestment.ru, 2025
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведения о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, предоставленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.