Чудеса сантехники
Сколько стоит знаменитый писсуар Марселя Дюшана?
Критики часто утверждают, что знаменитый реди-мейд Марселя Дюшана (Marcel Duchamp, 1887–1968) «Фонтан» является самым важным произведением искусства ХХ столетия.
Жест художника, отдавшего на выставку обычный фарфоровый писсуар, пошатнул традиционные представления о том, что такое искусство и кто может считаться автором. Благодаря Дюшану художниками стали называться не только те, кто создает предметы, но и те, кто выбирает и показывает. Он указал на то, что принадлежность того или иного объекта к искусству зависит не от характеристик самого объекта, а от консенсуса — буквально: любая вещь может стать искусством, если ее поместить в правильный контекст. Дюшан открыл дорогу тысячам молодых интеллектуалов, которые под его влиянием стали облекать свои мысли в форму, с которой их в XIX веке точно бы в музей не пустили.
К тому же кто, как не Дюшан, наглядней показал миру, что «искусство есть жизнь»?.. Искусство не должно быть заперто в музеях — оно создается не для того, чтобы отвлекать людей от обыденности; наоборот, оно должно впустить эту обыденность в себя. Словом, идей тут масса, а вот сам объект не имеет практически никакого значения: вместо унитаза мог бы оказаться какой-нибудь другой повседневный предмет. Единственное преимущество писсуара перед, например, полкой для обуви — это то, что первый, ввиду ассоциаций с той областью, о которой в приличном обществе говорить не принято, способен был вызвать более сильную реакцию у зрителей. В любом случае идею произведения признали ценной гораздо раньше, чем сам предмет, который долгое время не считался достойным коллекционирования.
Первый «Фонтан» был куплен Дюшаном в 1917 году. Он предназначался для выставки американского Общества независимых художников, которая должна была стать самой крупной экспозицией современного искусства в стране. Участвовать в мероприятии мог любой желающий (за сумму в шесть долларов). Дюшан предоставил свой писсуар анонимно, подписав его R. Mutt. Несмотря на то, что он внес свои шесть долларов, большинство организаторов выставки проголосовали против включения предмета в экспозицию. Дюшан и его покровитель Уолтер Аренсберг (Walter Arensberg) принялись протестовать, и история просочилась в нью-йоркские газеты.
«Дебют» реди-мейда состоялся несколькими неделями позже. Его фотография (выполненная, между прочим, Альфредом Штиглицем (Alfred Stieglitz)), была напечатана в журнале под названием The Blind Man. Рядом красовался первый манифест концептуального искусства, в котором говорилось: «Ну и что, что господин Матт не сделал этот предмет своими руками? Он его ВЫБРАЛ». Через некоторое время писсуар постигла судьба других ранних дюшановских реди-мейдов: художник разбил его или выбросил на помойку. Никто точно не знает, что случилось с предметом, — в 1917 году это не имело никакого значения.
После войны, когда Дюшан обрел культовый статус в среде художников поп-арта, многие в мире искусства захотели вновь увидеть его легендарный «Фонтан», и мастер разрешил нескольким кураторам приобрести от его имени унитазы (в 1950, 1953 и 1963 годах). Первый писсуар сейчас находится в Художественном музее Филадельфии, второй потерялся, а третий вошел в коллекцию стокгольмского Музея современного искусства.
Дадаистский хулиган, когда-то подрисовывавший усы открыточным изображениям Моны Лизы, Дюшан прекрасно знал, что именно благодаря многочисленным репродукциям произведения искусства становятся знаковыми, а их авторы — всемирно знаменитыми. В 1964-м Дюшан договорился с миланским дилером, историком и коллекционером Артуро Шварцем (Arturo Schwarz) об изготовлении реплик самых знаменитых реди-мейдов (по 12 экземпляров). Так на свет появились фаянсовые копии писсуара, изображенного на фотографии Штиглица. Девять «шварцевских» унитазов вошли в коллекции музеев по всему миру. Остальные три находятся в частных руках — один в Нью-Йорке, в собрании семьи Муграби, другой в Калифорнии, а третий — в Афинах, у миллионера Димитриса Даскалопулоса (Dimitris Daskalopoulos). Последний можно будет увидеть этим летом в Лондоне, в экспозиции галереи Whitechapel.
Еще существует тринадцатый экземпляр — так называемый «прототип», подписанный именем Дюшана. Он появился на рынке в 1973 году, в нью-йоркской галерее Роналда Фелдмана (Ronald Feldman). Энди Уорхол, который часто приходил к Фелдману, попросил дилера обменять писсуар на несколько его собственных портретов. «Дюшан тогда продавался не очень хорошо, — вспоминает Фелдман, — но Энди, как никто другой, понимал ценность тиражных вещей — он сам их делал».
После смерти «отца поп-арта» в 1987 году все его имущество было выставлено на аукцион Sotheby’s. «Фонтан», получивший скромный эстимейт 2–2,5 тысячи долларов, продавался вместе с остальной тиражной продукцией. Работу купил за 65 750 долларов греческий строительный магнат Дакис Иоанну (Dakis Joannou). Сейчас унитаз украшает вестибюль его афинского дома. «Я просто не мог поверить, что такую вещь можно купить, — говорит Иоанну. — Раньше люди недооценивали историческое значение этой работы, поэтому нам удалось приобрести ее за смешную цену». Время доказало правоту коллекционера: в следующем десятилетии цены на Дюшана взлетели до небес. В 1999-м Sotheby’s поставил один из «Фонтанов» Шварца на обложку аукционного каталога. Работа принесла 1,8 миллиона.
Существует также несколько «неофициальных» писсуаров. Известно, что два экземпляра принадлежат итальянским коллекционерам Джо ди Маджо (Gio di Maggio) и Люзелле Циньоне (Luisella Zignone), которые получили их в подарок от Шварца. Эти «Фонтаны» экспонировались в Базеле и Буэнос-Айресе. Еще один унитаз, по слухам, входит в собрание миланского галериста Серджо Казоли (Sergio Casoli). Шварц утверждает, что эти произведения являются бракованными. Подпись Дюшана на них не стоит. В одном интервью дилер признался, что хочет сбыть еще один писсуар — согласно источнику, он просит за работу 2,5 миллиона долларов. По утверждению Шварца, цена будет зависеть от того, кто хочет совершить покупку — музей, уважаемый коллекционер или спекулянт.
В общем, в мире сейчас существует как минимум 17 выпущенных в 1964 году дюшановских унитазов. Может быть, их больше — об этом знает только Шварц. Жаклин Матисс Моннье (Jacqueline Matisse Monnier), глава ассоциации по защите наследия Марселя Дюшана, утверждает, что ни она, ни ее мать Тини (жена художника) не разрешали дилеру торговать бракованными писсуарами. До того как выйти замуж за Дюшана, Тини была супругой дилера Пьера Матисса (Pierre Matisse), сына Анри, благодаря чему она стала наследницей обоих великих мастеров. Жаклин называет действия Шварца странными, так как миланец «был очень хорошим другом Марселя». Дилер является автором каталога-резоне художника.
Некоторые знатоки творчества Дюшана в ярости. Фрэнсис М. Науманн (Francis M. Naumann), ученый и дилер, опубликовавший много материалов о художнике, заявляет, что «неофициальные» писсуары вообще не могут считаться творениями мастера. «Самое главное в таких работах — это подпись, — говорит он. — Именно она превращает повседневный объект в произведение искусства». А если подписи нет, то о чем можно говорить?.. Другие относятся к этому более спокойно. Даниэлла Люксембург (Daniella Luxembourg) из галереи Luxembourg & Dayan, недавно устроившей ретроспективу художника, замечает, что его произведениями торгуют как реликвиями. По ее словам, скоро уже не будет разницы между работами, подписанными Дюшаном, и предметами, которые находились в непосредственной близости к нему.
Сам Дюшан был не столь далек от коммерции. Он много лет зарабатывал на жизнь именно торговлей произведениями искусства. Хотя свои работы он предпочитал не продавать, а дарить. Как-то раз он сказал, что его творения не предназначены для спекуляции.
Источники:
Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/artnews/20100404_duchamp.html
https://artinvestment.ru/en/news/artnews/20100404_duchamp.html
© artinvestment.ru, 2025
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведения о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, предоставленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.