Третья Московская биеннале современного искусства. Эль Анацуи
ARTinvestment.RU   19 августа 2009

ARTinvestment.RU рассказывает об одном из самых значительных художников Черного континента

25 сентября в Москве открывается Третья международная биеннале современного искусства. В числе ее участников — один из самых выдающихся африканских художников, уроженец Ганы Эль Анацуи (El Anatsui).

Анацуи прославился благодаря своим огромным «покрывалам» из сплющенных алюминиевых крышечек от бутылок. Несмотря на то, что материал, из которого они сделаны, не назовешь благородным, эти произведения очень красивы. В 2007 году два «ковра» Анацуи появились на главной международной выставке современного искусства — Венецианской биеннале. Многие посетители назвали их в числе самых впечатляющих экспонатов. Среди тех, кого потрясли творения африканского художника, был куратор нью-йорского музея Метрополитен Гэри Тинтерау (Gary Tinterow). Осмотрев «ковры», он сразу же связался со своим ассистентом и распорядился насчет покупки одной из работ Анацуи. Метрополитен — не первый музей, приобретший произведение художника для своей коллекции: ко времени открытия биеннале своими «покрывалами» уже могли похвастаться такие престижные учреждения, как Британский музей и Центр Помпиду. Сейчас эти работы входят в собрания множества музеев по всему миру.

Эль Анацуи родился в 1944 году, в эпоху, когда Гана находилась под властью британских колонизаторов и носила имя «Золотой берег». По словам художника, он был младшим из 32 детей. Отец Анацуи был рыбаком, а также занимался изготовлением «кенте» — традиционных красочных тканей. Многие критики сравнивают «покрывала» художника с этими тканями, но он сам заявляет, что текстильное дело его никогда не интересовало. Да и отец не посвящал его в тайны своего мастерства: мать Анацуи умерла, когда он был еще ребенком, поэтому детство свое он провел в доме дяди, священника-пресвитерианца.

Гана обрела независимость в 1957 году. Вслед за ней от власти колонизаторов освободились другие западноафриканские страны, в том числе Нигерия. В те годы представители высших учебных заведений часто посещали средние школы, дабы зазвать учеников на свои факультеты. Юный Анацуи хорошо успевал по нескольким предметам, но особо он отличался на уроках изо. Поэтому, когда в его школу пришли люди из Научно-технического университета города Кумаси, мальчик заполнил анкету на поступление на отделение изящных искусств. Тогда это решение было весьма рискованным: у начинающих художников, в отличие от, например, архитекторов и инженеров, почти не было образцов для подражания из числа соотечественников. Но Анацуи все-таки решил попробовать. После окончания университета, где он изучал скульптуру, художник пять лет занимался преподаванием в городе Виннеба, а потом переехал в Нигерию.

По воспоминаниям скульптора, все его обучение было построено по западным образцам. Только в последний год университета он осознал свое стремление к чему-то, имеющему бóльший резонанс для человека, выросшего в Африке. Поселившись в Виннебе, Анацуи начал изучать африканские идеограммы, в частности символы «адинкра», обозначающие различные абстрактные понятия или пословицы. Художник покупал деревянные подносы на местных рынках и наносил на них эти знаки. Подобные произведения пользовались большим успехом у жителей Виннебы, и Анацуи впервые понял, что зарабатывать на жизнь, занимаясь искусством, — возможно.

Интерес к африканским традициям сблизил Анацуи и известного нигерийского живописца Уче Океке (Uche Okeke), главу отделения изящных искусств Университета Нигерии в Нсукке. Океке пригласил молодого художника преподавать на своем факультете, и в 1975-м Анацуи переехал в Нигерию, где и живет по сей день. В 1970-е годы политическая ситуация на западе Африки обострилась, во многих странах установились жестокие диктатуры. Это нашло отражение в творчестве Анацуи — художник разбивал, а затем склеивал глиняные горшки и другие изделия. Одно из его творений, склеенный керамический шар, называется We de Patcham — сокращенный вариант выражения We dey patch am e dey leak, что в переводе с нигерийского английского означает «Мы его чиним-чиним, а он все протекает». Конечно же, имеется в виду Черный континент, раздираемый бесконечными противоречиями. Но творения Анацуи не лишены оптимизма: как говорит художник, даже если глиняный горшок разбивается, черепкам можно найти новое применение.

В конце 1970-х Анацуи, уже снискавший известность в художественных кругах Нигерии, получил приглашение поехать за границу — на конференцию в Торонто, посвященную скульптуре. В Канаде он впервые увидел вживую произведения современных художников Запада. Позже художник прожил некоторое время в штате Массачусетс, где возобновился его интерес к деревянной скульптуре. Он начал наносить рисунки на дерево с помощью пилы.

В 1999 году Анацуи нашел на обочине дороги мешок, который показался ему необычным. Внутри оказались тысячи крышечек от бутылок виски, джина и рома. Художник отнес крышки к себе в студию, где они пролежали нетронутыми несколько месяцев, пока их новый хозяин занимался своим обычным делом — создавал абстрактные деревянные скульптуры. Как-то Анацуи решил поэкспериментировать с ними. Он задумался: а что если расплющить крышечки и сшить их, используя медную проволоку?.. Так появилось первое «покрывало».

Анацуи предпочитает называть подобные творения «скульптурами», а не «гобеленами». Следует обратить внимание, что «покрывала» — это не просто декоративные объекты, а произведения концептуального искусства. По словам художника, он «возвращает [Западу] то, что было привезено в Африку». Его работы, выполненные из отходов общества потребления, отсылают к истории появления в Африке тех, «благодаря» кому там появилось это самое общество. Алкоголь был серьезным оружием западных колонизаторов: приучая коренных жителей к употреблению спиртного, они оказывали огромное влияние на образ жизни и образ мышления автохтонов. А несколько столетий назад европейские торговцы меняли у местных богачей алкоголь на рабов.

Надписи на крышечках тоже имеют большое значение. По ним можно изучать историю. Например, джин Ecomog получил свое название в честь миротворческих сил, благодаря которым завершилась война между Либерией и Сьерра-Леоне. А бренди Ebeano (что значит «где мы сейчас») — в честь лозунга, использованного на выборах в штате, где сейчас живет художник.

Использование обыденных, «неромантичных» вещей — прием, уже давным-давно вошедший в «поваренную книгу» современного художника. Вспомним хотя бы велосипедное колесо Марселя Дюшана (Marcel Duchamp) или баскетбольные мячи Джеффа Кунса (Jeff Koons). Мусор — это тоже материал совсем не оригинальный. Сейчас на Западе отношение к мусору особое: все больше людей (и не только художников) начинают повторно использовать отходы или отдавать их на переработку. Анацуи говорит, что на его родине мусор перерабатывают уже давно, но не потому, что заботятся об окружающей среде, а из-за бедности — каждая вещь на счету. Искусство художника — именно что «бедное» (не путать с итальянским движением arte povera), а по красоте не уступает бриллиантовому черепу Дэмиена Херста (Damien Hirst), на создание которого ушли многие миллионы долларов.

На открытых торгах произведения Анацуи появлялись восемь раз. Самая дорогая работа художника — скульптура «Целитель», проданная на лондонском Sotheby’s 17 октября 2008 года. Работа, выполненная в 2006 году, принесла 290 тысяч фунтов (без Buyer’s Premium) при эстимейте 180–250 тысяч.

Источник: T Magazine, art-interview.com, ethnicarts.org, expressnightout.com, artprice.com, artinvestment.ru


Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/artnews/20090819_el_anatsui.html
https://artinvestment.ru/en/news/artnews/20090819_el_anatsui.html

При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна

Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.


Индексы арт-рынка ARTIMX
Индекс
Дата
Знач.
Изм.
ARTIMX
13/07
1502.83
+4,31%
ARTIMX-RUS
13/07
1502.83
+4,31%
Показать:

Топ 37

Узнайте первым об открытии аукциона!

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».
Наверх