Art Investment

«Распятие» Микеланджело: шедевр или политика?

Итальянские специалисты спорят по поводу атрибуции деревянного распятия, предположительно работы Микеланджело, которое итальянское правительство приобрело за 3,3 миллиона долларов

Микеланджело или не Микеланджело? Этим вопросом задались итальянские арт-эксперты после того, как в прошлом году государство приобрело у туринского антиквара Джанкарло Галлино (Giancarlo Gallino) за 3,3 миллиона евро небольшое деревянное распятие, которое атрибутируется гению эпохи Ренессанса.

Творения Микеланджело появляются в продаже очень редко, и даже небольшие рисунки, как правило, стоят на аукционах миллионы долларов. Поэтому покупку данного скульптурного произведения можно было бы считать выгодной сделкой.

Но все оказалось не так-то просто. В случае если автором этой работы окажется не Микеланджело, как заявляют некоторые критики, то получается, что Италия зря потратила свои убывающие ресурсы на покупку второстепенного предмета, пусть и обладающего определенными эстетическими достоинствами. И это в то время, когда страна находится в сложнейших экономических условиях, когда бюджет Министерства культуры на ближайшие три года был урезан более чем на миллиард евро.

Много споров и разногласий также вызвали помпезные церемонии, сопровождавшие это приобретение. Впервые это распятие, которое представители Министерства культуры провозгласили «послом итальянской культуры в мире», предстало перед публикой в декабре прошлого года в итальянском посольстве при Святом Престоле во время одного из редких визитов Папы Бенедикта XVI. Потом оно было выставлено в Палате депутатов Италии, где его увидели 30 тысяч посетителей, а затем экспонировалось на Сицилии в Трапани и Палермо. Сейчас оно находится в замке Сфорцеско в Милане, где пробудет до 3 мая. Оно расположилось по соседству с мраморной скульптурой «Пьета Ронданини», над которой Микеланджело работал в последние годы своей жизни.

В том, что за всеми этими мероприятиями, несомненно, стоит политика, убежден Томазо Монтанари (Tomaso Montanari), профессор искусствоведения Неаполитанского университета, который написал несколько статей в газеты и научные журналы, критикуя шумиху, которую из-за этой скульптуры подняли по всей Италии.

С ним солидарны многие его коллеги, которые были возмущены действиями министерства. Они даже написали публичное письмо, в котором осудили «пропагандистское использование» правительством этой скульптуры.

«Мы поняли, что это просто маркетинговая операция, направленная на то, чтобы показать всей стране, что Министерство культуры все еще существует, — заявила профессор Генуэзского университета Мауриция Мильорини (Maurizia Migliorini), участвовавшая в составлении этого письма. — А между тем наше культурное наследие остро нуждается в восстановлении, работники министерства получают очень мало, денег не хватает. И при этом такая значительная сумма была потрачена на приобретение работы с сомнительной атрибуцией. Возможно, лучше было потратить эти средства на реставрацию или помощь музеям, находящимся на грани закрытия».

Сейчас работники Национального контрольно-ревизионного управления Италии проводят проверку этой сделки, для того чтобы выяснить, не переплатило ли государство за этот предмет. А эксперты по искусству эпохи Ренессанса должны будут ответить на вопрос, относится ли эта скульптура к наследию Микеланджело.

Многие из них уже высказали свое мнение по этому поводу.

Специалист по скульптуре эпохи Ренессанса Франческо Кальоти (Francesco Caglioti) оценил стоимость распятия примерно в сто тысяч евро. Он заявляет, что во Флоренции XV века нашлось бы не меньше дюжины способных художников, которые могли быть авторами этой работы. «К сожалению, мои коллеги забывают об этом. Поэтому, как только появляется какая-либо красивая работа, они атрибутируют ее знаменитому автору. В результате начинает казаться, будто все произведения эпохи Ренессанса, созданные во Флоренции, можно приписать десятку авторов с тысячей рук».

Интересно, что владелец распятия Джанкарло Галлино несколько лет назад предложил его для экспозиции флорентийскому Дому Буонарроти — музею, посвященному Микеланджело. Но совет директоров отказался. Лучано Берти (Luciano Berti), руководивший тогда этим учреждением, заявил, что «это красиво, но это не Микеланджело». Об этом рассказала нынешний директор музея Пина Раджониери (Pina Ragionieri).

Документов, подтверждающих связь между этим распятием и Микеланджело, не существует. А биографы, знавшие мастера при жизни, Асканио Кондиви (Ascanio Condivi) и Джорджо Вазари (Giorgio Vasari) не упоминают о том, что Микеланджело делал небольшие скульптуры из дерева.

И все же в научном сообществе нашлись сторонники авторства Микеланджело. Это эксперт по искусству Ренессанса Джанкарло Джентилини (Giancarlo Gentilini), руководитель государственных музеев Флоренции Кристина Ачидини Лукинат (Cristina Acidini Luchinat) и директор музеев Ватикана Антонио Паолуччи (Antonio Paolucci). Они считают, что распятие было создано примерно в 1495 году, когда Микеланджело было около двадцати лет, и говорят о его сходствах с другими работами этого периода, например со скульптурой «Пьета» из Ватикана, а также распятием из церкви Санто Спирито во Флоренции.

«Я видел сотни распятий и считаю, что это превосходит все остальные, — заявил Джентилини, который одним из первых признал в этой работе руку Микеланджело, увидев ее еще двадцать лет назад. По его словам, молодой Микеланджело мог сделать эту скульптуру на заказ, поскольку тогда Флоренция находилась под влиянием доминиканского проповедника Джироламо Савонаролы (Girolamo Savonarola), призывавшего к добродетельной жизни и праведной молитве. «Чтобы выжить, Микеланджело, возможно, приходилось выполнять такие небольшие работы. Нельзя ассоциировать его имя исключительно с шедеврами», — отметил Джентилини.

Источники: nytimes.com, artinvestment.ru


Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/artnews/20090501_michelangelo_crucifix.html
https://artinvestment.ru/en/news/artnews/20090501_michelangelo_crucifix.html

При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна

© artinvestment.ru, 2024

Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.

Услуги ARTinvestment

Арт-консалтинг

Индивидуальные консультации от опытных искусствоведов по любым вопросам в сфере искусства

Составление Инвестиционного Портфеля

Подбор предметов искусства для инвестирования под любую инвестиционную стратегию

Индивидуальная оценка

Наши эксперты проведут профессиональную оценку вашего предмета искусства, учитывая его состояние, авторство, историю и другие факторы

500+

Проведенных аукционов

8 800+

Зарегистрированных пользователей на аукционе

343 000+

Записей в базе

16 000+

Художников в базе

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».