В американской Миннесоте обнаружена картина французского живописца XIX века Ари Шеффера
Одну из галерей Института искусств Миннеаполиса украсит недавно обнаруженная картина французского художника-романтика XIX века Ари Шеффера
Коллекция американского Института искусств Миннеаполиса (Minneapolis Institute of Art, MIA) недавно пополнилась весьма ценным произведением. Это картина «Христос-Утешитель» 1851 года, созданная французским художником, представителем романтизма Ари Шеффером (Ary Sheffer), работавшим в Париже в первой половине XIX века. Обнаружил ее преподобный Стивен Олсон (Steven Olson), пастор Гефсиманской лютеранской церкви в Дасселе, штат Миннесота. В августе 2007 года он обратился к куратору отделения живописи MIA Патрику Нуну (Patrick Noon) за советом по поводу сохранения и атрибуции этого полотна, которое некоторое время пролежало на складе и нуждалось в серьезных работах по консервации. Нун не сразу поверил в то, что картина Шеффера могла попасть в Миннесоту и 70 лет оставаться неузнанной. Он был поражен, когда увидел это прекрасное произведение в хранилище банка Wells Fargo в Дасселе. После года тщательных исследований и долгих раздумий представители лютеранской церкви решили передать картину Институту искусств Миннеаполиса. Там была проведена консервация и сделана новая рама, и теперь этот шедевр займет почетное место в галерее MIA, посвященной живописи XIX века.
Ари Шеффер, чье творчество пользовалось большой популярностью у его современников, написал несколько вариантов картины «Христос-Утешитель». Первый из них вызвал настоящую сенсацию на выставке в парижском Салоне 1837 года. Там его приобрел сын царствующего короля Луи-Филиппа I, герцог Орлеанский в качестве свадебного подарка для своей невесты, принцессы Мекленбург-Шверинской, которая была лютеранкой. До 1853 года это произведение украшало лютеранскую часовню в Версале, однако затем было продано с аукциона и в конце концов оказалось в коллекции Исторического музея в Амстердаме. Сейчас оно находится в музее Ван Гога, куда поступило для временного показа в 1987 году. Дело в том, что Винсент ван Гог (Vincent van Gogh) восхищался этим творением и даже украсил гравюрой с него свою квартиру. В письме брату Тео он писал, что «его ни с чем невозможно сравнить».
Вариант из собрания Института искусств Миннеаполиса несколько меньше по размеру, чем первоначальный. Шеффер написал его вместе с еще несколькими аналогичными работами в 1850-е годы, решив заработать на том, что его первая картина пользовалась большой популярностью в Европе. Возможно, его побудили вновь обратиться к этой теме господствовавшие во Франции политические настроения и восшествие на престол в 1851 году Наполеона III. Шеффер очень тяжело переживал отречение в 1848 году покровительствовавшего ему короля Луи-Филиппа, а затем его смерть в 1850-м.
История бытования картины «Христос-Утешитель», попавшей в Институт искусств Миннеаполиса, довольно сложна и запутана, и многое в ней остается не до конца ясным. По-видимому, именно она впервые выставлялась в библиотеке Boston Athenaeum в 1852 году, а затем в 1856 году, вместе с несколькими гравюрами на ту же тему. Перед этим ее приобрел Уильям Стори Буллард (William Story Bullard), глава бостонской ост-индской торговой компании Bullard & Lee. Его родственником был известный искусствовед из Гарвардского университета Чарльз Элиот Нортон (Charles Eliot Norton), с которым они путешествовали в Европу в 1851 году и, вероятно, посетили мастерскую Шеффера. Там в 1846–1851 годах проходил обучение их соотечественник Чарльз Каллахан Перкинс (Charles Callahan Perkins) — состоятельный бостонский художник и историк, основавший в своем родном городе Музей изящных искусств. Известно, что он приобрел две картины Шеффера, и, возможно, именно благодаря ему «Христос-Утешитель» оказался в Бостоне.
О том, как картина переместилась дальше на запад, остается только догадываться. Возможно, после смерти сына Уильяма Булларда, Фрэнсиса, в 1913 году его родственники решили продать ее, и она оказалась в Нью-Йорке — главном центре художественной торговли. По-видимому, там ее и приобрел новый владелец — пастор Дэвид Нордлинг (David Nordling), который в 1913–1915 годах имел приход в Бриджпорте, штат Коннектикут, граничащий со штатом Нью-Йорк. Впоследствии Нордлинг переехал в Женеву, Иллинойс (1915–1929), а затем в Дассел, Миннесота (1929–1931). После его кончины в 1931 году его вдова пожертвовала картину Гефсиманской лютеранской церкви.
Источники:
Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/artnews/20090403_ary_sheffer_painting_discovered.html
https://artinvestment.ru/en/news/artnews/20090403_ary_sheffer_painting_discovered.html
© artinvestment.ru, 2025
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведения о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, предоставленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.