Американец хочет отвоевать коллекцию плакатов, отобранную у его отца нацистами
Стоимость собрания, в которое входит редкий плакат к фильму «Белокурая Венера» с Марлен Дитрих, оценивается в 4,5 миллиона евро
Недавно 71-летний Питер Захс (Peter Sachs), проживающий в американском штате Флорида, подал в суд на Немецкий исторический музей, требуя вернуть плакаты, отобранные у его отца нацистами. Захсу был всего один год, когда его отца Ханса (Hans Sachs), зубного врача еврейского происхождения, отправили в концлагерь. Министр пропаганды Йозеф Геббельс (Joseph Goebbels) приказал конфисковать у него коллекцию постеров, которую тот собирал более сорока лет. Собрание насчитывало 12 с половиной тысяч редких плакатов и включало работы таких прославленных авторов, как Анри де Тулуз-Лотрек (Henri de Toulouse-Lautrec) и Жюль Шере (Jules Chéret). Захсу-старшему, его жене и сыну удалось бежать в Соединенные Штаты, но постеры остались в Германии. В 1990 году более четырех тысяч плакатов из коллекции Ханса Захса вошли в коллекцию Немецкого исторического музея. Их стоимость оценивается в 4,4 миллиона евро.
Питер Захс возмущается тем, что большинство плакатов из собрания его отца «прозябают» в обширных хранилищах музея и выставляются очень редко. Представители музея отвечают, что эти постеры являются неотъемлемой частью музейной коллекции, насчитывающей 80 тысяч предметов. По их словам, даже те плакаты, что находятся в хранилищах, вовсе не лежат всеми забытые — их исследуют научные сотрудники. Но Захса эти объяснения не удовлетворяют.
Несколько лет назад Захс уже пытался отвоевать постеры у музея, но правительственная комиссия во главе с бывшей судьей Конституционного суда Юттой Лимбах (Jutta Limbach) отклонила его иск. Главным аргументом комиссии было то, что в 1961 году Ханс Захс получил от правительства Западной Германии компенсацию в 225 тысяч марок (около 50 тысяч долларов по тогдашнему курсу). В своем письме к другу он отметил, что считает компенсацию вполне адекватной. Но адвокат его сына, Гэри Озен (Gary Osen), утверждает, что, получая эти деньги, коллекционер думал, что все его собрание было украдено или уничтожено в годы войны. К тому же были прецеденты, когда музеи отдавали наследникам произведения, за которые уже была выплачена компенсация, — в обмен на ее возврат.
Ханс Захс родился в 1881 году. Свою коллекцию он начал собирать еще в школе. В начале ХХ века он считался главным собирателем плакатов в Германии. Он основал журнал под названием Das Plakat, устраивал выставки и выступал с лекциями. Захс коллекционировал афиши выставок, фильмов, кабаре, а также пропагандистские постеры и рекламу различных товаров — очень редкие отпечатки, выпущенные небольшим тиражом. Жемчужиной его коллекции был постер к кинофильму «Белокурая Венера», в котором блистала Марлен Дитрих (Marlene Dietrich). 9 ноября 1938 года, во время печально знаменитой «Хрустальной ночи», Ханс Захс был арестован. Его отправили в концлагерь Заксенхаузен, расположенный к северу от Берлина. Но, к счастью, он пробыл там всего две недели — его супруга раздобыла британские визы, и коллекционер был отпущен на свободу. Вскоре он с женой и 14-месячным сыном уехал в Соединенные Штаты. Там Захс снова стал работать дантистом.
В 1966 году Захс узнал, что некоторые постеры из его собрания находятся в одном из музеев Восточной Германии. Он не раз обращался туда с письмами, просил показать ему плакаты или привезти их на выставку в США, но власти неизменно отвечали ему отказом. Коллекционер умер в 1974 году, так и не увидев свои сокровища. А в 2005 году его сын, пытаясь разыскать «выжившие» номера журнала Das Plakat, cовершенно случайно узнал о том, что постеры входят в собрание Немецкого исторического музея.
Когда Питер Захс обратился в суд впервые, он потребовал у музея вернуть ему все плакаты из собрания отца. Во втором иске, поданном в марте прошлого года, был упомянут только один — афиша к «Белокурой Венере». Но представители музея заявили, что этот плакат не входит в их коллекцию. Тогда Захс заявил, что хочет вернуть постер к сатирическому журналу Simplissimus, который создал известный художник Томас Теодор Хайне (Thomas Theodor Heine). Гэри Озен говорит, что выиграть хотя бы один плакат было необходимо для того, чтобы создать прецедент: если вернули один, то со временем можно отвоевать и другие. Но музей решил, что если бороться, то уж за все собрание, чтобы наконец-то расставить в этом деле точки над «i». По словам берлинского адвоката Захса Маттиаса Друбы (Matthias Druba), музей поступил так потому, что в Германии судебные издержки и гонорары адвокатов зависят от ценности предметов, право на владение которыми оспаривают в суде истцы. Таким образом, на его клиента было оказано давление — если бы он проиграл, то ему пришлось бы платить огромную сумму.
Во вторник 20 января судья Норберт Штоббе (Norbert Stobbe) признал, что Питер Захс является законным владельцем коллекции. А 10 февраля суд приказал музею вернуть ему плакат к журналу Simplissimus. Реституция остальных работ — это всего лишь вопрос времени.
Захс пока не знает, что будет делать с собранием. Его мечта — найти музей, который согласится включить их в постоянную экспозицию.
Источники:
P.S. О реституции также можно почитать:
Как нацисты грабили Европу
Наследники жертв нацизма против Федеративной Республики Германии
Институт искусств Миннеаполиса расстался с конфискованной нацистами картиной Леже
Выставка произведений искусства, украденных нацистами
В Германии создано агентство, которое изучает провенанс работ, находящихся в публичных собраниях
«Розовая стена» Матисса: конфискация – реституция – наследство – продажа
Климт: очередная реституция
Влиятельные фигуры британского арт-мира спорят по поводу реституции
Наследникам супруги Эль Лисицкого не хотят отдавать картину Пауля Клее
Нью-йоркским музеям не придется отдавать по реституции картины Пикассо
Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/artnews/20090212_poster_collection.html
https://artinvestment.ru/en/news/artnews/20090212_poster_collection.html
© artinvestment.ru, 2024
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.