Art Investment

Тинторетто: «Рождество» или «Распятие»?

Работники Бостонского музея изящных искусств в результате рентгеноструктурного анализа выяснили, что картина Тинторетто «Рождество» представляет собой «трансформированное» «Распятие»

Работники Бостонского музея изящных искусств (Boston Museum of Fine Art, MFA) недавно сделали удивительное открытие. Для подготовки к предстоящей выставке был проведен рентгеноструктурный анализ картины итальянского ренессансного художника Якопо Тинторетто «Рождество», в результате которого выяснилось, что данное произведение представляет собой нечто вроде «паззла», составленного из нескольких фрагментов совершенно другой работы. Полотно, которое сейчас расположено горизонтально и изображает сцену Рождества, первоначально было вертикальным и изображало сцену… Распятия! Судя по всему, художник решил изменить тему, вырезал и переставил фрагменты холста, которые ему не понравились. Затем (предположительно, через два десятилетия) он продолжил работу, нанес новый живописный слой и создал совершенно новую композицию.

«Не так уж редко случается, что при помощи рентгена мы обнаруживаем под верхним красочным слоем картину на совершенно другую тему. Однако растерзать собственную картину — в европейском искусстве это все-таки нечастое явление», — рассказал Фредерик Илчмен (Frederick Ilchman), ассистент куратора, который занимается подготовкой выставки в MFA, посвященной Тициану, Тинторетто и Веронезе. По его словам, эта работа, композиция которой раньше казалась несколько неуклюжей, теперь предстала в новом свете.

Даже неискушенный зритель может заметить, что в этой картине, шириной почти 4 метра, что-то не так. Святая Анна, которая простерла руки, словно в порыве отчаяния, смотрит на ягненка, а не на младенца. Взгляд пастуха с бородой, чье присутствие в сцене Рождества вообще довольно странно, устремлен куда-то ввысь. Фигура сидящей Марии слишком крупная, и если представить, что она встала в полный рост, кажется, что она просто вывалится за пределы полотна. А фигура Иосифа, наоборот, слишком плоская и как будто сжатая.

Работники музея были буквально шокированы, когда при помощи сканирования рентгеновскими лучами увидели, что картина сшита из пяти частей, а некоторые фрагменты, включая пастухов и волхвов, были написаны позднее и другой рукой — возможно, помощниками из мастерской художника. Под верхним слоем краски, над головой Девы Марии они увидели две ступни и нечто напоминающее вертикальную деревянную доску. Тогда стало ясно, что сшитые фрагменты первоначально были написаны для «Распятия». При помощи компьютера специалисты соединили их и получили практически завершенную симметричную композицию. Остается непонятным только одно: где находится недостающая часть картины с изображением Иисуса на кресте? Фредерик Илчмен предполагает, что бережливый Тинторетто не потратил впустую ни кусочка холста, и сейчас фрагмент этого «Распятия», скорее всего, находится под какой-то другой картиной в одной из венецианских церквей.

Что же касается причин, побудивших художника столь радикально «трансформировать» свое произведение, то теорий на этот счет у Илчмена множество. Возможно, клиент Тинторетто отказался от заказа или не стал за него платить. Возможно, законченное полотно было повреждено. А возможно, автору картина просто не понравилась, и он решил переделать ее, чтобы заработать на этом деньги.

С удивительными результатами этого исследования можно будет ознакомиться на выставке «Тициан, Тинторетто, Веронезе: соперники в Венеции эпохи Ренессанса», которая откроется в Бостонском музее изящных искусств 15 марта 2009 года.

Источники: boston.com, artinvestment.ru


Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/artnews/20081228_tintoretto_nativity.html
https://artinvestment.ru/en/news/artnews/20081228_tintoretto_nativity.html

При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна

© artinvestment.ru, 2024

Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.

Услуги ARTinvestment

Арт-консалтинг

Индивидуальные консультации от опытных искусствоведов по любым вопросам в сфере искусства

Составление Инвестиционного Портфеля

Подбор предметов искусства для инвестирования под любую инвестиционную стратегию

Индивидуальная оценка

Наши эксперты проведут профессиональную оценку вашего предмета искусства, учитывая его состояние, авторство, историю и другие факторы

500+

Проведенных аукционов

8 800+

Зарегистрированных пользователей на аукционе

343 000+

Записей в базе

16 000+

Художников в базе

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».