Art Investment

Сталактиты в здании ООН

Купол Дворца Наций в Женеве теперь напоминает потолок какой-то фантастической пещеры. Его оформил знаменитый испанский художник Микель Барсело

Недавно в женевском Дворце Наций прошло открытие нового Зала прав человека и альянса цивилизаций. На нем присутствовали более 700 человек, в числе которых король Испании Хуан Карлос (Juan Carlos) с супругой Софией, премьер-министр Хосе Луис Родригес Сапатеро (José Luis Rodríguez Zapatero), генеральный секретарь ООН Пан Ги-мун (Ban Ki-moon) и президент Швейцарии Паскаль Кушпен (Pascal Couchepin). Все они смогли увидеть новый купол, расписанный знаменитым испанским живописцем Микелем Барсело (Miquel Barceló). Художник превратил зал в фантастическую пещеру, с потолка которой свисают «сталактиты» из краски всех цветов радуги.

На это поразительное произведение (площадью 1 486 квадратных метров!) ушло более 100 тонн краски. Пигменты привозили со всех концов света. Для того чтобы делать из краски «сосульки», было разработано специальное оборудование. Барсело в его нелегкой работе помогали самые разные специалисты, включая экспертов по физике элементарных частиц, инженеров, архитекторов и реставраторов. Директор музея Прадо Мигель Сугаса (Migual Zugaza) сказал, что «пещера» является самым важным творением Барсело, а также лучшим произведением «публичного искусства» Испании за последние несколько десятилетий.

Работа над куполом началась 9 апреля 2007 года. Следующие два месяца были потрачены на то, чтобы сделать зал абсолютно пустым. Потом был установлен суперпрочный алюминиевый каркас купола, и 1 сентября художник начал расписывать потолок. По словам представителей Министерства иностранных дел, Испания потратила на проект Барсело 23 миллиона долларов, из которых 40 процентов оплатило государство, а остальное — частные инвесторы. Для финансирования «пещеры» был создан фонд ONUART. Конечно же, не обошлось без протестов: далеко не всем нравится, когда во времена глубочайшего экономического кризиса в стране государство тратит деньги на столь амбициозный проект современного художника. В частности, консервативная Народная партия открыла полемику по поводу того, что часть средств была взята из фонда, основанного в целях борьбы с бедностью. Но правительство Испании заявило, что бедность — отдельно, а искусство — отдельно и что деньги, выделенные на проект Барсело, изначально не предназначались на помощь малообеспеченным гражданам.

«Щедрый подарок» Испании уже вызвал восхищение многих важных персон. Например, Пан Ги-мун сказал, что работу Барсело можно рассматривать как метафору того громадного труда, что делает ООН. Цвета «сталактитов» меняются, если на них смотреть с разных точек зрения — то же самое, по словам генсека, происходит и в политике: то, как люди смотрят на вещи, зависит от того, откуда они смотрят. Хосе Луис Родригес Сапатеро заявил, что произведение «хочет стать отражением сегодняшней Испании, ее энергии и уверенности в себе». Как говорит сам Барсело, его «пещера» является вариантом агоры — рыночной площади в древнегреческих полисах, где проходили общегражданские собрания. В своей работе он вдохновлялся прежде всего природными формами, в частности великолепной «архитектурой» океанских глубин.

Микель Барсело родился в 1957 году на Майорке. Как говорил сам живописец, он принадлежит к тому поколению испанцев, из которого вышло «очень мало поэтов, мало художников, много гитаристов, играющих попсовые мелодии, и прежде всего очень много наркоманов». В 17 лет Барсело поехал в Париж, где впервые увидел работы Пауля Клее (Paul Klee), Жана Фотрье (Jean Fautrier), Вольса (Wols) и Жана Дюбюффе (Jean Dubuffet), которые произвели на него неизгладимое впечатление. Влияние этих художников заметно в творчестве Барсело и поныне. В юности художник создавал провокационные инсталляции, состоящие из ящиков со стеклянными крышками, в которых находились различные разлагающиеся продукты: бананы, рыба, яйца и так далее. В одну из коробок Барсело положил лапу курицы, которой еще и накрасил ногти, — зрелище не для слабонервных!

Художник участвовал в деятельности различных молодежных групп, протестующих против урбанизации. Он увлекался живописью Лучио Фонтаны (Lucio Fontana) и Марка Ротко (Mark Rothko) и делал картины-«объекты», которые нередко украшали рисунки, органические элементы и любимые им коробочки. В 22 года Барсело посетил выставку в Мадриде, посвященную 50-летию нью-йоркского Музея современного искусства. Там он «проникся» творчеством американских художников — Джексона Поллока (Jackson Pollock), Виллема де Кунинга (Willem de Kooning), Сая Туомбли (Cy Twombly) и других. В то время Барсело любил покрывать свои полотна толстым слоем краски и выставлять их на улицу в ненастье, дабы природа смогла «всласть» над ними поработать. В начале восьмидесятых художник начал использовать технику разбрызгивания краски, которую прославил на весь мир Джексон Поллок. Барсело также познакомился со знаменитым каталонским художником-абстракционистом Жоаном Миро (Joan Miró). В его картинах впервые появились фигуративные элементы: колонны дыма, книги, зооморфные фигуры. Как и многие художники того времени, он обратился к фигуративной живописи и начал изображать на своих полотнах странных чудищ. В 1982 году Барсело отправился на знаменитую выставку Documenta в Касселе, где познакомился и подружился со многими модными тогда живописцами, в том числе и с Жаном-Мишелем Баскией (Jean-Michel Basquiat). В 1984 году художник участвовал в Венецианской биеннале. В те годы он писал мрачные фигуративные картины в духе экспрессионизма, с преобладанием темных тонов и фантастическими сюжетами.

В 1988 году художник совершил свое первое путешествие в Африку, которая стала его любовью на всю жизнь. Он посетил многие страны Черного континента: Мали, Сенегал, Буркина-Фасо… В Африке Барсело создавал преимущественно графические работы. Недавно в Испании вышла книга его африканских рисунков, куда включены также его письма, наблюдения и размышления.

В то же время живопись художника двигалась по направлению к абстракции. В 1989 году Барсело впервые работал над оформлением театральной постановки: для оперы «Балаганчик маэсе Педро» Мануэля де Фалья (Manuel de Falla) он создал декорации и гигантских марионеток.

В 1991 году художник обратился к «океанской теме», проиллюстрировав «Книгу океана» поэта Энрике Хункосы (Enrique Juncosa). В то же время он начал создавать бронзовые скульптуры, а также фигуры из керамики и терракоты.

Самую важную роль в его творчестве играют, конечно же, «природные» мотивы.

С годами проекты Барсело становятся все более амбициозными. В начале 2000-х годов он работал над иллюстрациями к «Божественной комедии» Данте, а также создал керамическую фреску площадью более 300 квадратных метров для часовни Собора Майорки. В 2004 году его иллюстрации к произведению Данте экспонировались на выставке в Лувре — он стал первым ныне живущим современным художником, чьи работы «прорвались» в этот музей.

Сейчас Барсело — самый успешный художник Испании (см. Современное мировое искусство: деньги, события, тренды). Самой дорогой его работой является картина «Белая роза», проданная на аукционе Phillips de Pury & Co. в 2007 году за 715 тысяч фунтов (1,4 миллиона долларов).

Источники: artdaily.com, elcultural.es, miquelbarcelo.info, artinvestment.ru


Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/artnews/20081120_miquel_barcelo.html
https://artinvestment.ru/en/news/artnews/20081120_miquel_barcelo.html

При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна

© artinvestment.ru, 2024

Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.

Услуги ARTinvestment

Арт-консалтинг

Индивидуальные консультации от опытных искусствоведов по любым вопросам в сфере искусства

Составление Инвестиционного Портфеля

Подбор предметов искусства для инвестирования под любую инвестиционную стратегию

Индивидуальная оценка

Наши эксперты проведут профессиональную оценку вашего предмета искусства, учитывая его состояние, авторство, историю и другие факторы

500+

Проведенных аукционов

8 800+

Зарегистрированных пользователей на аукционе

343 000+

Записей в базе

16 000+

Художников в базе

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».