Art Investment

Sotheby’s: кто гарантирует, тот и платит

Аукционный дом расплачивается за то, что переоценил жизнеспособность бума на современное искусство

Представители Sotheby’s заявили, что из-за не очень удачных торгов 11 ноября аукционный дом потерял 10,6 миллиона долларов на гарантиях. Напомним, что, говоря «гарантия», мы подразумеваем некую сумму, за которую аукционный дом обязан выкупить произведение, если оно не продастся, или сумму, которую он выплачивает покупателю, если оно не достигает заранее оговоренной минимальной цены. Если на лот дана гарантия, то это дает аукционному дому право самому определять низшую отправную цену.

Сейчас гарантии являются самой настоящей головной болью для аукционных домов: к крупным торгам они начали готовиться еще летом, когда настроение участников арт-рынка было все еще очень благостным, но в октябре рынок начало трясти и покупателям стало не до жиру. Соответственно, множество дорогих работ остались непроданными, и аукционным домам пришлось раскошеливаться. 7 ноября представители Sotheby’s сказали, что неудачи на торгах в Гонконге, Лондоне и Нью-Йорке обошлись им в 42 миллиона долларов — соответственно, в октябре и ноябре дом потерял уже более 52 миллионов.

На аукционе Sotheby’s 11 ноября было представлено послевоенное и современное искусство. Гарантированных работ там было шесть. Все они оценивались в 29,2–39,3 миллиона долларов. Но Sotheby’s в своем отчете для Комиссии по ценным бумагам и биржам США заявил, что общий эстимейт этих произведений составлял 24,1–32,7 миллиона долларов. Это несоответствие вызвано тем, что незадолго до торгов аукционный дом попробовал договориться с продавцами работ, чтобы можно было снизить низшие отправные цены, — но это не помогло ему застраховаться от потерь. Так, осталось непроданным одно из самых дорогих гарантированных произведений — картина Роя Лихтенштейна (Roy Lichtenstein) «Пол-лица с воротником», которая оценивалась в 15–20 миллионов долларов. Продавцу работы была предоставлена большая гарантия: назывались суммы вплоть до 15 миллионов. Говорили, что Sotheby’s также дал гарантию 18 миллионов на полотно «Радости нищего» Филипа Гастона (Philip Guston), — безумная сумма, учитывая то, что предыдущий аукционный рекорд на произведения этого художника составлял 7,3 миллиона долларов. «Радости нищего» все-таки нашли себе покупателя, но он заплатил за холст всего 10 миллионов (включая Buyer’s premium). Еще одна работа, «Источник, где загадывают желания» Джеффа Кунса (Jeff Koons), по слухам, была гарантирована на 4,5 миллиона долларов. Ей в конце концов «присудили» эстимейт в 2,5–3,5 миллиона, но в итоге она ушла с молотка всего за 1,8 миллиона (2,2 миллиона с Buyer’s premium).

Кризис на арт-рынке всегда больно бьет по крупным аукционным домам. Они вынуждены выкупать у владельцев непроданные работы, эстимейты на которые были даны еще в «золотые деньки» арт-бума, и готовиться продавать их себе в убыток – возможно, суммы, которые захотят выложить за них покупатели через год или два, будут намного меньше выплаченных аукционным домом по гарантийным обязательствам.

Как себя в данной ситуации чувствует другой гигант, Christie’s? Недавно ведь он также провел аукцион послевоенного и современного искусства, на котором не удалось продать некоторые топ-лоты. Покупателя не нашли такие дорогие работы, как «Этюд к автопортрету» Фрэнсиса Бэкона (Francis Bacon), оцененный, по слухам, в 40 миллионов, и «Пространственная концепция (Праздник на Большом канале)» Лучио Фонтаны (Lucio Fontana). Впрочем, в число гарантированных лотов они не входили. А вот на рисунки из собрания жены главы Lehman Brothers Роберта Фалда (Robert Fuld) Кэти была дана гарантия, да еще какая: 20 миллионов долларов. Но они принесли всего 13,5 миллиона. Дом Christie’s, как частная компания, не обязан отчитываться перед публикой о своих прибылях и убытках, но и так ясно, что «благодаря» гарантиям у этого дома тоже есть проблемы.

Сейчас перед аукционными домами стоит важная задача — привыкнуть к новой экономической реальности и двигаться в направлении снижения эстимейтов и резервных цен, одновременно сокращая гарантии. Такую тактику выбрал аукционный дом Phillips de Pury & Co. Его торги произведениями послевоенного и современного искусства, прошедшие 13 ноября, принесли немного, но зато на гарантиях не было потеряно ни цента.

Источники: bloomberg.com , artforum.com , artinvestment.ru


Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/artnews/20081118_sothebys_lost_guarantees.html
https://artinvestment.ru/en/news/artnews/20081118_sothebys_lost_guarantees.html

При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна

© artinvestment.ru, 2024

Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.

Услуги ARTinvestment

Арт-консалтинг

Индивидуальные консультации от опытных искусствоведов по любым вопросам в сфере искусства

Составление Инвестиционного Портфеля

Подбор предметов искусства для инвестирования под любую инвестиционную стратегию

Индивидуальная оценка

Наши эксперты проведут профессиональную оценку вашего предмета искусства, учитывая его состояние, авторство, историю и другие факторы

500+

Проведенных аукционов

8 800+

Зарегистрированных пользователей на аукционе

343 000+

Записей в базе

16 000+

Художников в базе

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».