«Уж слишком дорогое искусство нынче пошло», — говорит Дэмиен Херст
Британский художник не боится резкого снижения цен на свои работы. «То, что поднялось, должно упасть», — философски замечает он. Ему-то кризис не страшен: состояние скандалиста оценивается в 200 миллионов фунтов стерлингов
Ни одна фигура в арт-мире не олицетворяет собой бум на современное искусство так, как Дэмиен Херст (Damien Hirst). Этот британский художник/бизнесмен 43 лет всегда играет по-крупному. В числе его самых знаменитых работ — консервированная акула с пафосным названием «Физическая невозможность смерти в сознании живущего»; гигантская бронзовая статуя беременной женщины с содранной наполовину кожей; череп с бриллиантами стоимостью 100 миллионов долларов, а также инсталляция с таблетками «Сонная весна», которая даже сумела провести некоторое время на первом месте в списке самых дорогих произведений ныне живущих художников. Херст входит в число 200 самых главных собирателей произведений искусства в мире и хочет открыть для своей обширной коллекции музей. 15 сентября, аккурат в дань коллапса Lehman Brothers, аукционный дом Sotheby’s провел торги совершенно новыми произведениями художника, которые уж наверняка войдут в историю. Благодаря всем этим выкрутасам Херст возглавил рейтинг самых влиятельных людей в мире искусства по версии журнала ArtReview.
По логике вещей, кому, как не Херсту, стоит сокрушаться по поводу кризиса на арт-рынке, вознесшем его на пьедестал?.. Однако британский художник особо не переживает. Он-то уж точно не обеднеет от мировой рецессии: его состояние оценивается в 200 миллионов фунтов стерлингов. К тому же, по словам Херста, кризис сейчас даже необходим — пришла пора рынку «оздоровляться». Уж очень он за последние годы перегрелся. Херста не смущает даже то, что кризис заставит опуститься цены на его собственные творения.
На недавнем аукционе Phillips de Pury картина Херста с изображением четырех черепов считалась одним из топ-лотов, но найти на нее покупателя не удалось. Художник прямо заявляет, что работа была сильно переоценена: ее нижний эстимейт составлял 3 миллиона долларов. «Меньше года назад я продал ее за половину этой суммы, — говорит он. — В каком-то смысле это [неудача картины на торгах. — Ред.] хорошо. Мы хотим, чтобы цены были более адекватными. Люди, которые покупают работы, не будут продавать их в тот же день. А художнику это и надо: хочется, чтобы люди вешали твои картины на стены. Если ты художник, то ты не будешь бросать искусство только потому, что его никто не покупает».
«Я думаю, что это [коррекция цен. — Ред.] довольно-таки хорошо, потому что [ситуация на арт-рынке. — Ред.] стала просто нереальной… Ты начинаешь думать, что ты какой-то Избранный. Я всегда думал, что искусство стоит тех денег, что тот или иной парень готов за него заплатить».
Возможно, кризис на арт-рынке означает конец «эпохи Херста». Phillips стал не единственным аукционом, где работы художника остались непроданными. Херст по этому поводу не особо расстраивается. «Покупатели стали более разборчивыми, стали дольше думать над тем, что стоит брать. Четыре года назад вы могли купить какую-нибудь мою работу за 50 тысяч фунтов. Если сейчас будет то же самое, то ничего страшного в этом нет. То, что поднялось, должно упасть. Как-то Джон Леннон собрался коротко постричься, и кто-то спросил у него: «Почему ты хочешь состричь свои волосы?» А он ответил: «А что я еще могу сделать, если они стали длинными?»
«Если я захочу продавать новые работы, я сделаю цены пониже. Если у людей меньше денег, чем раньше, то ты можешь либо захлопнуть свою дверь и послать всех подальше, либо ждать, пока у кого-нибудь наберутся средства на твои работы, либо делать их более дешевыми».
Херст говорит, что он очень боялся провала своего соло-аукциона Beautiful Inside My Head Forever, который, как уже упоминалось, прошел в тот же день, когда рухнул банк Lehman Brothers. «Я проснулся тем утром и увидел, что газеты называют этот день Черным понедельником, — откровенничает художник. — Мне дурно стало. Я думал, что, наверное, они [Sotheby’s. — Ред.] ничего не продадут. Люди на меня смотрели, и я думал, что сейчас они все меня убьют. Я вообще не знал, что может случиться, когда тут банки падают». Но оказалось, что волноваться Херсту было не о чем: его персональные торги принесли более 100 миллионов долларов. Он говорит, что успех аукциона был огромной удачей.
Несмотря на кризис, «залегать на дно» художник не собирается. Он уже подтверждает действиями свои слова о том, что собирается сделать свои произведения дешевле. Сейчас в лондонской Pangolin Gallery продается его новая скульптура единорога под названием «Мечта мертва». Между прочим, за 500 тысяч фунтов. На соло-аукционе почти такой же единорог ушел за 4,1 миллиона. Херст также планирует произвести несколько работ в духе «Золотого тельца», который был продан на Sotheby’s за 10,3 миллиона фунтов. Стоит ожидать, что в галереях эти творения будут стоить гораздо меньше.
Материал подготовила Юлия Максимова
Источники:
Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/artnews/20081118_hirst_on_crisis.html
https://artinvestment.ru/en/news/artnews/20081118_hirst_on_crisis.html
© artinvestment.ru, 2024
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.