Кризис затронул и арт-рынок
Вообще-то коррекция цен началась уже давно, но огромные суммы, которые тратили на искусство восточные покупатели, поддерживали иллюзию, что все в порядке. Теперь экономику во всем мире трясет, и арт-рынок тоже не застрахован от потерь
Арт-рынок считается этаким «стойким оловянным солдатиком» — рынком, который процветает, когда все остальные страдают. До недавнего времени казалось, что вкладывать в искусство уж точно выгоднее, чем в акции или недвижимость. Но ситуация изменилась. Уже нельзя отрицать того факта, что кризис действительно отразился на арт-рынке.
Цены на искусство падают, количество непроданных лотов увеличивается
В сентябре этого года объемы арт-рынка снизились — впервые с 1990 года. Рынок произведений искусства долго оставался нерушимым. Даже после таких событий, как террористические акты 11 сентября 2001 года, люди продолжали покупать искусство. Но испытание глобальным финансовым кризисом оказалось рынку не по зубам. Незадолго до престижных нью-йоркских торгов Sotheby’s и Christie’s влиятельный онлайн-ресурс Artprice.com проанализировал данные, полученные от 2 900 аукционных домов по всему миру. И вот что получилось.
На вопрос «Какое влияние окажет мировая экономическая рецессия на аукционные продажи произведений искусства?» специалисты Artprice.com дают ответ: «Следует ждать сильной коррекции цен и увеличения числа лотов, не нашедших покупателя».
На вопрос «Есть ли какие-нибудь сегменты рынка, которым удастся избежать кризиса?» ответ — «Нет».
По сравнению с январем этого года средние цены на произведения искусства, продаваемые на публичных торгах, уменьшились на 14,5 процента. Конец 2007 — начало 2008 года можно считать пиком арт-рынка.
Согласно данным Artprice.com, от кризиса уже страдают все сегменты рынка: от самой его верхушки, где процветает спекуляция, до сегмента доступного (дешевле 10 тысяч евро) искусства. Наиболее спекулятивные сегменты утягивают за собой более «спокойные» части арт-рынка. Влияние кризиса чувствуют на себе и гиганты типа Sotheby’s и Christie’s, и совсем маленькие провинциальные аукционные дома.
Казалось, что рынок сверхдорогих произведений искусства может выстоять, ведь сейчас он глобализован, как никогда: до этого лета цены росли главным образом благодаря активности покупателей из Китая, Индии, России и с Ближнего Востока. Но уже в конце августа стало заметно снижение цен и в этом сегменте. Доля непроданных работ увеличилась с 25 процентов в конце 2007 года до 54 процентов в октябре 2008-го. Вместе с этим цены на произведения дороже 100 тысяч евро за последние 12 месяцев не изменились. Между появлением произведения в аукционном доме и его выходом на публику в торговом зале проходит достаточно много времени, поэтому организаторы аукционов не успевают «приспособить» эстимейты и резервные цены к мрачным экономическим реалиям. Отсюда — такое количество непроданных произведений. Но сверхдорогие работы составляют всего 4,1 процента рынка, и в более дешевых сегментах цены на работы снижаются гораздо быстрее. С октября 2007 года они упали на 18 процентов.
Цены снизились не только в признанных центрах арт-рынка — Нью-Йорке, Париже и Лондоне, но и в регионах, где этот рынок активно развивается: в Гонконге, Сингапуре, Дубаи. Недавно Christie’s провел в Дубаи торги произведениями современного искусства и ювелирными украшениями, которые принесли всего 16,9 миллиона долларов вместо ожидаемых 32–43 миллионов. В начале октября Sotheby’s устроил несколько аукционов в Гонконге, на которых около 29 процентов лотов не нашли покупателей. На прошлогодних гонконгских торгах этот показатель составил 10 процентов.
В начале этого года Artprice предупреждал, что рынок скоро может замедлиться, и заметно это будет прежде всего по увеличению числа непроданных работ. Ожидается, что в 2009 году цены снизятся абсолютно на все произведения, даже на самые дорогие. В последний раз подобное происходило в 1990–1992 годах, когда за два года цены упали на 44 процента. В нынешней ситуации представить себе коррекцию такого масштаба удается без труда, ибо спекуляция в последние годы достигла невиданных высот: с января 2005 года по январь 2008-го цены на искусство в Соединенных Штатах выросли на 67 процентов. В других странах они увеличились в среднем на 48,9 процента. Рынок искусства рос быстрее, чем рынки ценных бумаг: за тот же период французский CAC40 увеличился на 46,9 процента, американский Dow Jones — на 24,5 процента.
Рынки ценных бумаг обычно немедленно реагируют на все процессы, происходящие в мире. Стоит только появиться какой-нибудь новости от Федерального резерва США или Европейского центрального банка, как в течение нескольких секунд это отражается на цене акций. Арт-рынок функционирует совсем в ином ритме. Как и рынку недвижимости, ему требуется определенный период времени для того, чтобы «переварить» мировые события, и обычно он начинает реагировать на какие-либо процессы в экономике только через несколько месяцев.
Тем не менее в начале октября индекс потребительского доверия у участников арт-рынка уменьшился на 13 процентов, что совпало с сильной коррекцией цен на рынках акций. Летом менее четверти опрошенных Artprice участников рынка заявили о том, что предчувствуют снижение арт-рынка, а в октябре пессимистические взгляды выразили более половины респондентов.
Аукционные дома страдают от кризиса, но делают все возможное, чтобы выстоять
В октябре этого года всем стало понятно, что кризиса на арт-рынке не избежать. Это было заметно прежде всего по поведению самых «быстрорастущих» рынков — китайского искусства, искусства австралийских аборигенов и современного искусства, а также рынков, поддерживаемых ограниченной группой покупателей, в частности рынка исламского искусства, зависимого от кошельков собирателей из Катара и Абу-Даби.
«Если бы аукцион Дэмиена Херста состоялся двумя неделями позже, то случилась бы кровавая баня», — говорит директор Albion Gallery Майкл Хью-Уильямс (Michael Hue-Williams).
Сравните результаты аукционов современного дизайна: 25 сентября состоялись торги Phillips de Pury, на которых покупателей нашли 78 процентов лотов и результаты торгов превысили эстимейт. Через 23 дня, 18 октября, прошел аукцион Sotheby’s, где было продано 50 процентов лотов и общие результаты до нижней границы эстимейта не дотянули. За эти 23 дня произошло многое: правительства европейских стран были вынуждены спасать тонущие банки Dexia, Fortis и Hypo Real Estate; правительство Великобритании национализировало ипотечный банк Bradford & Bingley; четвертый по величине банк США Wachovia был приобретен Citibank; а 700-миллиардный план по спасению американской финансовой системы был сначала отклонен Палатой представителей Конгресса, а потом ею же и одобрен. Аукционные дома храбрятся, вставляя в пресс-релизы фразы типа «учитывая нынешнюю экономическую ситуацию» (Christie’s) и «подготовка к аукциону началась в то время, когда экономическая ситуация очень отличалась от сегодняшней» (Sotheby’s). Но они не сидят сложа руки, ожидая, пока покупатели снова будут готовы платить за картины десятки миллионов, а всячески стараются минимизировать риски.
В 2005 году Sotheby’s договорился с Bank of America о возможности предоставления аукционному дому кредита в 300 миллионов долларов, и недавно он взял из этой суммы 250 миллионов. Перед тем как брать в долг, представители Sotheby’s заявили, что у компании уже есть 290 миллионов наличными. Сейчас аукционный дом переживает не лучшие времена: год назад, в октябре 2007 года, акции Sotheby’s оценивались в 55 долларов за штуку (соответственно, вся компания — в 3,7 миллиарда), а сейчас цена акций опустилась до 8 (!) долларов, стоимость аукционного дома — до 550 миллионов.
Чтобы уменьшить потери, Sotheby’s сокращает гарантии. Неудачи на торгах в Лондоне и Гонконге в этом месяце обошлись Sotheby’s в 15 миллионов долларов, выплаченных по гарантийным обязательствам. Поэтому сейчас аукционный дом дает вдвое меньше гарантий, чем в прошлом году.
В отличие от Sotheby’s, Christie’s является частной компанией, поэтому информацию о своих финансовых делах она раскрывать не обязана. Тем не менее если понаблюдать за деятельностью аукционного дома, то можно сделать кое-какие выводы о том, какие меры он принимает для спасения от кризиса. Например, общая стоимость гарантированных работ, выставленных на ноябрьские торги произведениями импрессионистов, модернистов и современных художников, оценивается в 225 миллионов долларов, тогда как в прошлом году она составила 441 миллион.
Christie’s также решил изменить политику предоставления кредитов покупателям. Теперь абсолютное большинство купленных работ оказывается в руках покупателей только после того, как они выложат за них всю необходимую сумму, — на отсрочку платежа могут надеяться только те, кто покупает очень дорогие работы.
Что касается Phillips de Pury, то этот аукционный дом очень надеется на нового владельца — российского люксового ритейлера Mercury Group. Торги произведениями современного искусства 18 октября оказались форменной катастрофой: аукцион принес всего 5 миллионов фунтов стерлингов вместо ожидаемых 18,7–26,2 миллиона. Скоро Phillips проведет еще один аукцион современного искусства, на этот раз в Нью-Йорке. Там, от греха подальше, гарантировали всего одну работу.
Что же будет?
Вообще знаки того, что арт-рынок скоро «протрезвеет», появились еще в прошлом году. В ноябре 2007 года индикатор доверия у участников арт-рынка ArtTactic.com неожиданно упал на 40 процентов. Главной причиной этого стал ипотечный кризис в США, который для многих выступил предвестником будущих проблем. По словам основателя ArtTactic.com Андерса Петерсона (Anders Peterson), кризис на арт-рынке начался именно тогда, а вовсе не в этом октябре. Просто тогда его почти никто не замечал: целый год арт-рынок был опьянен бешеной активностью покупателей из Китая, Индии, России и стран Ближнего Востока.
ArtTactic.com также публикует аукционный индикатор, для которого подсчитывается количество лотов, проданных выше эстимейта. В июне 2007 года этот индикатор потихоньку пополз вниз, а к маю 2008 года упал на 48 процентов. Это заставило многих обратить внимание на то, что позже стало главной проблемой арт-рынка: нежелание аукционных домов «приспосабливать» эстимейты к суровым экономическим реалиям. Ведь на «верхушке» арт-рынка цены росли как на дрожжах. Но осенью этого года все проблемы разом обнажились, когда из-за обвала финансовых рынков из аукционных залов исчезли покупатели из России и стран Востока, на которых возлагались основные надежды.
Что теперь будет с рынком? Без сомнения, цены на произведения многих художников упадут. На недавних аукционах современного искусства работы Юэ Миньцзюня (Yue Minjun), Рашида Раны (Rashid Rana), Бэнкса Вайолетта (Banks Violette), Аниша Капура (Anish Kapoor), Дэмиена Херста (Damien Hirst) и Такаси Мураками (Takashi Murakami) уже приносили суммы на 30–60 процентов ниже тех, к которым все привыкли. Значит ли это, что скоро слава этих художников уйдет в небытие? Скорее всего, нет. Многие коллекционеры только и ждут, чтобы цены на их творения понизились: тогда они наконец станут доступны. Вспомните обвал арт-рынка, который случился в начале 1990-х. Тогда обрушились цены на произведения многих модных художников, в числе которых Дэвид Салль (David Salle), Джулиан Шнабель (Julian Schabel), Эрик Фишль (Eric Fischl), Франческо Клементе (Francesco Clemente), Сандро Киа (Sandro Chia) и другие тогдашние звезды. Конечно, многим из них на восстановление уровня цен потребовалось лет пятнадцать. Но их рынки все-таки выжили. А история имеет свойство повторяться.
Кризис может также сказаться на соотношении сил между аукционами и галереями. Несколько месяцев назад, после того как Херст объявил о желании устроить персональные торги, где будут выставлены совершенно новые произведения, начались разговоры о том, что галерейный рынок скоро будет поглощен аукционным. Но сейчас, ввиду ослабления аукционных домов, снова возрастет доверие к первичному рынку.
В конце концов, коррекция поможет арт-рынку избавиться от «слоновьей болезни». Из-за кризиса люди не перестанут интересоваться искусством, художники никуда не исчезнут, даже, может быть, появятся новые течения. Кризис поможет людям вспомнить, что история искусства пишется не только в аукционных залах.
Материал подготовила Юлия Максимова
Источники:
Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/artnews/20081108_art_market_crisis.html
https://artinvestment.ru/en/news/artnews/20081108_art_market_crisis.html
© artinvestment.ru, 2025
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведения о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, предоставленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.