Рынок поп-арта: пузырь потихоньку сдувается…
В прошлом году цены на произведения художников поп-арта, таких как Энди Уорхол и Джаспер Джонс, сильно подскочили. А недавно они начали падать. Перед тем как вкладывать в поп-арт, инвесторам стоит призадуматься
Как сообщает Artprice.com, ценовой индекс американского поп-арта падает. А ведь именно громкие продажи работ представителей этого движения стали символом спекуляции на арт-рынке последних лет. Самый знаменитый художник поп-арта, Энди Уорхол (Andy Warhol), занимает третье место в списке авторов самых дорогих работ среди послевоенных художников (после Фрэнсиса Бэкона (Francis Bacon) и Марка Ротко (Mark Rothko)), но в 2008 году аукционные продажи его произведений были не очень успешными. Значит ли это, что рынок искусства уже «объелся» поп-артом?
Образы, созданные художниками поп-арта, сделали их работы знаковыми для своей эпохи. Некоторые авторы использовали в своем творчестве узнаваемые символы американской культуры, другие вдохновлялись продуктами общества потребления, предназначенными для «масс». Отпечатки культовых работ художников поп-арта издавались большими тиражами и часто появлялись на рынке. В теории поп-арт должен быть доступен широкой публике, но суммы, за которые продаются работы самых знаменитых представителей этого движения (особенно если эти произведения созданы в единственном экземпляре), показывают, что это не так. В 2007 году ценовой индекс поп-арта вырос на 75 процентов. Но в этом году движение вдруг стало терять популярность. Конечно, важные работы Энди Уорхола и других звезд остаются недоступными для большей части покупателей произведений искусства, но в целом цены на поп-арт падают. В этом году индекс стал ниже уже на 31 процент.
За последние десять лет ценовые индексы на произведения таких художников, как Уорхол, Роберт Раушенберг (Robert Rauschenberg), Рой Лихтенштейн (Roy Lichtenstein), Клас Ольденбург (Claes Oldenburg) и Том Вессельманн (Tom Wesselmann) прибавили от 320 до 540 процентов! Самыми впечатляющими, конечно же, были продажи работ Уорхола. В мае 2007 года был установлен его персональный рекорд: картина «Зеленая автокатастрофа» («Горящая зеленая машина — 1») была продана на нью-йоркском Christie’s за 64 миллиона долларов (более 47 миллионов евро). В 2006 году 43 работы короля поп-арта принесли на аукционах более 1 миллиона долларов каждая, что в 8 раз превышает показатели главной звезды арт-рынка Пабло Пикассо (Pablo Picasso). А в 2007 году миллионный порог преодолели 68 работ Уорхола, созданных в 1960-е и в 1980-е годы, что позволило его ценовому индексу скакнуть аж на 89 процентов. Такая инфляция порождает безудержную спекуляцию. В ноябре прошлого года актер Хью Грант (Hugh Grant) продал картину «Лиз» (портрет Элизабет Тейлор (Elizabeth Taylor), созданный в 1963 году) на Christie’s за 21 миллион долларов, а ведь шестью годами ранее он приобрел ее всего за 3,25 миллиона. В 2005 году портрет Тейлор из той же серии был продан на Sotheby’s за 11,25 миллиона. Другой пример: небольшая картина Are you different? («Ты не такой?», 1985–1986) 10 февраля 2005 года была продана в Лондоне за сумму, эквивалентную 26 тысячам евро, а в июне 2007 года принесла счастливым владельцам 119 тысяч евро.
После такого безумного года цены на вещи Уорхола немного спали: в период с января по сентябрь 2008 года его индекс понизился на 5 процентов. Бум на произведения короля поп-арта потихоньку стихает. В мае 2007 года вариант знаменитой работы «Томатный суп Campbell (в красном и черном)» был продан за 682 тысячи евро, а девять месяцев спустя абсолютно идентичное произведение принесло на 66 тысяч меньше.
На втором месте в списке самых котируемых на рынке авторов поп-арта находится Джаспер Джонс (Jasper Johns), который также занимает четвертую строчку в рейтинге авторов самых дорогих работ среди ныне живущих художников. Однако ему далеко до Энди: самая дорогая картина Джонса на 48,5 миллиона долларов дешевле, чем самая дорогая картина Уорхола. Главным аукционным успехом Джонса является картина «Цифра 4», проданная 16 мая 2007 года на Christie’s за 15,5 миллиона долларов.
В том же месяце был установлен рекорд на произведения Роберта Раушенберга (Robert Rauschenberg): «Фотография» 1959 года принесла 9,5 миллиона долларов (около 7 миллионов евро) на Sotheby’s в Нью-Йорке. Через два дня после смерти художника (12 мая 2008 года) его картина Overdrive («Перегруз») 1963 года была продана на Sotheby’s за 13 миллионов долларов и стала его самым дорогим произведением. Но такие цены на Раушенберга — редкость: за работы не столь высокого качества покупатели не готовы выкладывать так много. Например, «Голубая улыбка» из серии Waterworks уже два раза в этом году выставлялась на французском аукционе Tajan и оба раза не смогла найти покупателя. Сначала эстимейт ее составлял 80 тысяч евро, во второй раз опустился до 60 тысяч.
Пузырь на рынке поп-арта медленно сдувается, но вместе с тем купить первоклассные работы главных звезд этого движения становится все сложнее. Покупатели, не располагающие огромными средствами, могут приобретать тиражную продукцию: цены на принты и литографии вполне приемлемы. Конечно же, знаменитые шелкографии Уорхола не назовешь доступными — они обычно приносят пятизначные или даже шестизначные суммы, но тиражную продукцию Джаспера Джонса, Класа Ольденбурга, Тома Вессельманна, Джима Дайна (Jim Dine) или Джеймса Розенквиста (James Rosenquist) вполне реально приобрести менее чем за 5 тысяч евро. Но цены на тиражную графику тоже уязвимы и могут сильно снизиться. За 9 месяцев 2008 года они упали на 20 процентов. Количество «аукционных неудач» таких работ растет. Например, в сентябре 2007 года принт Вессельманна Beautiful Bedroom Kate («Красивая Кейт в спальне»), отпечатанный тиражом 90 экземпляров, принес на лондонском Sotheby’s 16 тысяч евро, превысив эстимейт в два раза. А на аукционных торгах в Германии в июне этого года он ушел всего за 9 тысяч. То же самое происходит с тиражной графикой Роя Лихтенштейна: его выдающаяся работа «Мазки кистью. Натюрморт с лампой» (тираж 24 экземпляра) в июне 2007 года была продана за 342 тысячи евро, в феврале 2008 года — за 502 тысячи, а в июле — всего за 315 тысяч.
Кроме того, сильно увеличилось количество произведений художников поп-арта, которые не удалось продать. В прошлом году покупателей не нашли 16 процентов произведений, а в первые шесть месяцев 2008 года — целых 37 процентов. В этом году на аукционах появилось на 26 процентов меньше поп-арт-творений: обычно это стимулирует рост цен на рынке, где более редкие произведения ценятся выше. Но поп-арту и это не помогло. Неудачи в этом сегменте рынка искусства — дурной знак для остальных сегментов, особенно для тех, где спекуляция процветает больше всего: это касается прежде всего рынка актуального искусства, где цены растут как на дрожжах.
Источник: artprice.com
Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/artnews/20080925_pop_art.html
https://artinvestment.ru/en/news/artnews/20080925_pop_art.html
© artinvestment.ru, 2024
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.