«Народный собор» прикрывает срам
ВИНЗАВОД обвиняют в порнографии
Межрегиональное общественное движение «Народный собор» обратилось к прокурору Москвы с просьбой провести прокурорскую проверку в связи с выставкой «Яблоки падают одновременно в разных садах», проходившей в июле в центре современного искусства ВИНЗАВОД. Организаторам выставки пытаются инкриминировать порнографию.
«Целый ряд демонстрировавшихся на выставке экспонатов является откровенно порнографической продукцией», — утверждает руководитель Московской региональной организации межрегионального общественного движения «Народный собор» Александр Лапин. И просит прокурора города Москвы взять расследование данного дела под личный контроль «в связи с особой дерзостью совершенной устроителями выставки “Яблоки падают одновременно в разных садах” хулиганской выходки». «Мы добиваемся, чтобы там демонстрировались действительно произведения искусства, а не орудия преступления, при помощи которых разжигается межнациональная и межрелигиозная вражда, оскорбляются общепризнанные нормы морали и нравственности», — заявил «Ъ» господин Лапин.
Выставка «Яблоки падают одновременно в разных садах» проходила в рамках первой московской международной биеннале молодого искусства «Стой! Кто идет?». Куратор Анна Зайцева придумала для этого проекта необычную концепцию: молодых и неизвестных художников представляли корифеи московской художественной сцены, каждый из которых разрабатывал проект вместе с несколькими своими подшефными. Так что темой выставки было взаимоотношение поколений, а вовсе не полов, и нужно было сильно постараться, чтобы отыскать в этой вдумчивой и обширной экспозиции крамолу. В качестве образчиков порнографической продукции Александр Лапин в своем заявлении упоминает «телевизионные экраны, на которых демонстрировались откровенно порнографические сцены», а также «некое сооружение в виде воткнутого в женский половой орган пылесоса».
Судя по этим описаниям, речь идет о произведениях художников Инны Левинсон, Ивара Гравлейса и Петры Пятилеты, представивших проект «Новое эротическое искусство». Как и следует из названия, представленные в нем произведения, конечно же, трудно назвать пуританскими. Но и под определение порнографии, приводимое, например, Большим юридическим словарем, они вряд ли подходят. Признать «детальным и открыто натуралистическим изображением или описанием полового акта» компьютерную анимацию господина Гравлейса с парящими в звездных небесах крошечными кружками с едва различимыми изображениями половых органов, напоминающих скорее какие-то планеты или окаменелости, решительно невозможно. И даже вполне себе натуралистический муляж нижней части женского туловища с присоединенным к нему пылесосом, выставленный Инной Левинсон, вряд способен вызвать у зрителя сексуальное возбуждение — в соответствии со многими словарными определениями порнографии.
Как и многие современные художники, обращающиеся к откровенным образам, авторы «Нового эротического искусства» озабочены не столько сексом, сколько вопросами искусствознания, и обвинять их стоит не в вульгарности, но во вторичности. Та же инсталляция Инны Левинсон выглядит неловким феминистским парафразом знаменитого полотна основоположника реализма Гюстава Курбе «Происхождение мира», живописующего женское лоно куда более натуралистическим образом. А видео Ивара Гравлейса выглядит просто-таки плагиатом давней видеоинсталляции Гии Ригвавы «Звезды и попы».
Конечно, руководитель «Народного собора» господин Лапин может и не знать произведений, к которым отсылали работы молодых участников проекта. Но зато ему, несомненно, знакомо имя художника, взявшего над ними шефство, — Авдея Тер-Оганьяна. Именно с возбуждения уголовного дела по поводу его перформанса «Юный безбожник» в 1998 году и начался крестовый поход православной общественности против современного искусства, за которым последовали громкие скандалы и судебные тяжбы вокруг выставки «Осторожно, религия!» в Музее имени Сахарова и состоявшейся там же выставки «Запретное искусство».
Иск против организаторов последнего проекта — директора Сахаровского центра Юрия Самодурова и куратора Андрея Ерофеева был подан все тем же «Народным собором». На ВИНЗАВОД его руководитель Александр Лапин с соратниками ходит, судя по всему, отнюдь не только из бескорыстного интереса к художественным выставкам. За месяц с лишним до того, как посетить биеннале молодого искусства, представители «Народного собора» приходили в расположенную на ВИНЗАВОДЕ Айдан-галерею на пресс-конференцию Андрея Ерофеева и Юрия Самодурова по поводу судебного процесса вокруг «Запретного искусства», после чего стали проявлять пристальный интерес ко всему, происходящему на этой арт-площадке.
«Народный собор» уже собирался подавать иск по поводу приуроченной к пресс-конференции Андрея Ерофеева однодневной выставке-акции группы «Война», оформившей пространство галереи фотографиями православных активистов и их сторонников с нецензурными подписями, позаимствованными из комментов пользователей ЖЖ на содержание патриотических сайтов. А заодно занялись поисками крамолы и в прочих выставках расположившихся на ВИНЗАВОДЕ галерей и выставочных залов. Помимо злополучных произведений подопечных Авдея Тер-Оганьяна, обвинений в порнографии удостоилась и далекая от экстремального актуального искусства галерея «Проун» с выставкой «Интим предлагать!», на которой была представлена французская эротическая фотография XIX века и посвященные тем же сюжетам картины художника Парижской школы Жюля Паскина.
Одной из претензий, высказанных в иске, было и то, что «на входе в выставочный зал отсутствовали какие-либо ограничения по возрасту, а Центр современного искусства посещают семьи с несовершеннолетними детьми». Точно такие же претензии можно в таком случае предъявить и большинству художественных музеев, в коллекции которых всегда найдется пара-тройка ню, но нигде нет табличек «Детям до 16…»
«Мы надеемся, что дело дойдет до суда, который даст правовую оценку происшедшему факту вакханалии, — заявил «Ъ» сопредседатель межрегионального общественного движения «Народный собор» Олег Кассин. — Нельзя, прикрываясь культурой, пропагандировать откровенную порнографию». Представители ВИНЗАВОДА комментировать иск «Народного собора» отказываются и говорят, что не будут делать никаких высказываний, пока не получат иной, более официальной информации.
Источник:
Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/artnews/20080912_vinzavod_accused.html
https://artinvestment.ru/en/news/artnews/20080912_vinzavod_accused.html
© artinvestment.ru, 2025
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведения о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, предоставленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.