«Весна русского авангарда» — под угрозой
В отсутствие каталога-резоне Марка Шагала вопрос о подлинности трех полотен, привезенных Московским музеем современного искусства в Японию в рамках выставки «Весна русского авангарда», похоже, решится не скоро
Удивительная, но довольно распространенная история: долгое время картины Шагала спокойно висели в экспозиции музея и не вызывали ни у кого сомнений. И вот теперь в Японии сомнения возникли. Картины удалили из каталога и с самой выставки. Вернутся ли они теперь в музей в прежнем качестве — это еще вопрос.
Это была первая выставка музея в Японии. Картины «Семья», «Скрипач» и «Портрет женщины» посмотрели 45 тысяч человек в Токио, а потом выставка переехала в Осаку, и здесь дотошные японцы выслали запрос в Комитет Шагала, который контролирует использование имени художника во всем мире. Выяснилось, что там об этих картинах ничего сказать не могут.
Мерет Мейер, внучка Марка Шагала: «Мы подняли все архивные материалы, документы и поняли, что это не Шагал. Две другие картины тоже привели нас к тому же выводу. Мы потребовали снять их с экспозиции».
Жан-Луи Прат, президент Комитета Марка Шагала: «Существует ежедневная работа, изучены все материалы. Мы можем просто посмотреть на картину и понять: подлинная она или нет».
Мерет Мейер, внучка Марка Шагала: «Перед отъездом из России Шагал давал в Витебске уроки рисования. Очевидно, что у него осталось много учеников, которые могли работать в его манере».
Самих картин в Комитете не видели. Организаторы выставки в Японии не будут выставлять эти полотна в других городах, пока московский музей не проведет прямые переговоры с Комитетом.
Директор музея — Василий Церетели (он находится в Венеции) заявил 11 сентября телекомпании НТВ, что вылетает в Париж в ближайшее время. Он рассказал историю приобретения одной из этих картин. Она — экстраординарна.
Василий Церетели, исполнительный директор Московского музея современного искусства: «Когда Шагал был в Витебске, он нарисовал девушку — свою первую любовь. Эту работу он подарил ей. Потом была ссылка в Азию, она уехала туда вместе со своей картиной. В этой ссылке был один грузин, он приобрел у нее там эту работу. Приехал в Грузию. В дальнейшем он стал директором винного завода. И в каком году, я не помню, но Зураб Константинович приобрел эту картину у его внучек. Он пришел и увидел, что она там никому не нужна и приобрел».
Василий Церетели предположил, что картины не попали в полный каталог Комитета Шагала по той простой причине, что никогда не покидали пределов СССР. В то же время хранитель собрания Третьяковской галереи говорит, что этим работам не помешала бы хорошая экспертиза.
Екатерина Селезнёва, главный хранитель Государственной Третьяковской галереи: «От вице-президента „Комитета Шагала“ я слышала, что одна из этих работ уже поступала к ним, кажется, из Амстердама. Они усомнились и попросили у владельца дополнительную информацию, просили о личной встрече. Но больше никакой информации от него не поступило».
Если музей решит провести экспертизу с участием Комитета Шагала, это будет первый случай, когда эксперты «Комитета» увидят эти картины живьем. Собственные эксперты музея уверены, что этот Шагал — подлинный.
Источник:
Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/artnews/20080912_chagall_authenticity.html
https://artinvestment.ru/en/news/artnews/20080912_chagall_authenticity.html
© artinvestment.ru, 2025
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведения о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, предоставленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.