Art Investment

Кабаков в Москве: выставка уедет, а «Красный вагон» останется

В сентябре на трех выставочных площадках Москвы пройдет ретроспективная выставка Ильи Кабакова. Супруга и соавтор художника Эмилия Кабакова сообщила, что инсталляция «Красный вагон» может остаться в столице после окончания выставки

Инсталляция Ильи Кабакова «Красный вагон», которую представят в ЦСИ «Гараж» в рамках проекта «Илья и Эмилия Кабаковы. Московская ретроспектива. Альтернативная история искусств и другие проекты», может остаться в Москве после окончания выставки, сообщила в интервью РИА Новости супруга и соавтор художника Эмилия Кабакова.

В середине сентября впервые в Москве будет показана масштабная ретроспектива Кабакова. 15 сентября откроется специально созданная для музея изобразительных искусств имени Пушкина инсталляция «Ворота», в которую вошли арт-объекты, живопись и рисунки. На следующий день стартует масштабная экспозиция в Центре современной культуры «Гараж»: в нее вошли объект «Красный вагон», сделанный для Dusseldorf Kunsthalle show, и инсталляция «Альтернативная история искусств». 17 сентября в ЦСИ «Винзавод» будут представлены знаменитые «Жизнь Мух», «Игра в теннис» и «Туалет».

«В основном все, что привезено для ретроспективы в России, принадлежит нам. По окончании выставки, 19 октября, большинство инсталляций уйдет на склад. Единственная вещь, построенная здесь, — «Красный вагон», поэтому мы не обязаны ее вывезти из страны», — рассказала Эмилия Кабакова. Собеседница агентства призналась, что хотела бы оставить «Вагон» в России: «Было бы здорово, если кто-нибудь купил инсталляцию в музейную коллекцию и показал ее по стране». «Красный вагон» ей дорог еще и потому, что является «идеальным примером тотальной инсталляции, когда у человека работают все его внутренние установки». Она отметила, что хорошая инсталляция провоцирует человека «пользоваться теми ресурсами, которые у него есть внутри».

«Красный вагон» — вторая инсталляция, представленная в «Гараже». По словам Кабаковых, этот вагон-утопия — метафора СССР. «Когда заходишь внутрь вагона и садишься на лавочку, то переносишься в темное пустое пространство, в глубине которого по стенам расположены картины с образами из утопического советского будущего, звучит музыка 1930–60-х годов, образы по стенам вагона подсвечены приглушенным направленным светом снизу», — пояснила жена художника.

 

Музей на час

Основной инсталляцией, которую покажут в «Гараже», по словам Эмили Кабаковой, станет «Альтернативная история искусств» — фиктивный музей для художников, сделанный в 1990-х годах.

В инсталляции принимают участие три фиктивных художника, три персонажа, придуманных Ильей Кабаковым: ученик Малевича Шарль Розенталь (из его картин льется таинственный свет, и в конце жизни они становятся просто белыми полотнами), его последователь, никогда не видевший своего учителя, — Кабаков и молодой постперестроечный украинский художник Игорь Спивак.

Для того чтобы разместить все картины «Альтернативной истории искусств», в «Гараже» было построено 23 настоящих музейных зала с качественной и тщательно выверенной подсветкой. Эти залы, также как и картины, разберут сразу по окончании выставки. Один из фиктивных персонажей — художник Розенталь — «является создателем первой в мире инсталляции». Инсталляция располагается в Красном зале и представляет собой две картины, висящие напротив друг друга, — «Восток» (на ней изображены три таинственных охотника, которые скачут на конях) и «Запад» (изображены торги аукциона Sotheby’s). Между картинами располагаются деревянные столы с различными цитатами и кнопками, на которые могут нажать зрители. Напротив «Востока» (это полотно, по словам художника, хочет приобрести арабский шейх) помещены высказывания мистического толка, а напротив «Запада» — реальные мысли людей, сидящих на аукционе. «Если нажать кнопку за картиной, написанной на тонком холсте и пропитанной заячьим клеем, вспыхивает свет», — добавила Кабакова.

В ЦСИ «Винзавод» покажут знаменитые инсталляции 1990-х — «Жизнь мух» и «Туалет», сделанный для выставки Documenta 1992 года в Касселе. На «Винзаводе», в галерее М&Ю Гельман, будет показана «Игра в теннис» — своеобразный философский диалог Кабакова с известным мыслителем Борисом Гройсом о смысле жизни.

 

Утопия

Большинство вещей были созданы Кабаковым в 1990-х, и лишь «Ворота» он сделал специально для выставки в музее имени А. С. Пушкина. «Этот проект — то, к чему он шел всю свою жизнь, его мечта выйти в другое пространство, в другое измерение. Проект состоит из нескольких картин, выполненных в стиле сезанновской живописи и пастелей, а в центре инсталляции располагаются настоящие, очень красивые ворота. Но они полуприкрыты, и войти в них нельзя. А значит, нельзя попасть и в другой мир, куда они ведут», — рассказала соавтор художника. В последнее время, по ее словам, Кабаков много работает с идеей утопии: «Когда теряешь свою страну — а мы уже два десятилетия как осели за границей, — то как бы висишь в воздухе. Человек, оторванный от корней, далек от реальности и обитает в мире утопии».

Эмилия Кабакова отметила, что московскую ретроспективу Кабакова не стоит расценивать как триумфальное возвращение на родину: «Это не возвращение, это мифология, переведенная в реальность. Кабаков — очень сильно мифологизирован, и как к мифологической фигуре к нему есть определенное отношение в России. А мы хотим посмотреть, какое отношение к нему будет как к реальному человеку, который что-то делает». При этом Кабаков позиционирует себя как интернациональный художник. «Кабакова в США называют американским художником русского происхождения. Мы стремились к тому, чтобы быть интернациональными, так как хорошее искусство должно принадлежать всему миру. Это поднимает уровень работ и уровень искусства страны художника».

 

Алло, «Гараж»!

Очень важным для художников Кабаковых является тот момент, что предложение сделать выставку-ретроспективу поступило от министерства культуры и ГМИИ имени А. С. Пушкина: «Мы не хотели частных организаторов, поэтому не приезжали эти годы, хотя предложения устроить выставки были. Нам важно было, чтобы приглашение исходило от государства и музея».

По словам собеседницы агентства, с тех самых пор, как Кабаков задумал сделать ретроспективу, он хотел ее сделать в Мельниковском гараже: «Мы в это здание попали два года назад и пришли в восторг от феноменального пространства Мельникова. Сразу родилась идея построить мост между тем временем и современностью. Но само здание было в жутком состоянии: ни полов, ни крыши, ничего. Однако мы договорились с Еврейской общиной, которая взяла «Гараж» у города в аренду на 49 лет, что сделаем в нем выставку. Они пообещали все отремонтировать, да и у нашего проекта были спонсоры — “Газпром” и Михаил Прохоров».

Когда «Гараж» перешел Даше Жуковой, художники сначала расстроились, но потом договорились с новым арендатором, что им дадут возможность провести выставку. «Даша прилетела к нам, мы показали проект, и она согласилась сдвинуть свои планы по организации Центра современной культуры. К тому же ситуация сложилась так, что наши спонсоры потихоньку все выбыли — например, с Прохоровым мы не сошлись характерами. Поэтому вместо Прохорова появился Абрамович», — пояснила Кабакова.

По словам пресс-атташе «Гаража» Алины Сапрыкиной, «Центр современной культуры — огромное выставочное пространство мирового уровня, и логично, что первая выставка, проводимая здесь, — это выставка величайшего современного российского художника». Она также отметила, что Дарья Жукова «с огромным уважением относится к творчеству Кабакова и считает большой честью открыть “Гараж” его масштабной ретроспективой». «Задуманная Кабаковым выставка требовала большого, полностью свободного пространства, и Дарья Жукова пошла навстречу художнику, отложив на время внутреннее обустройство “Гаража” и предоставив его в полное распоряжение Кабакова», — пояснила Алина Сапрыкина.

Генеральным партнером выставочного проекта выступил фонд Жуковой IRIS Foundation. Стоимость этого масштабного проекта — около трех миллионов долларов. Примерно 250 тысяч долларов дало министерство культуры РФ, 300 тысяч — компания «АртМедиа Групп», а все остальное — это средства фонда Жуковой.

Планируется, что в будущем пространство «Гаража» будет включать в себя выставочные зоны, библиотеку, книжный магазин, кинозал, лекторий, кафе.

Источник: rian.ru


Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/artnews/20080904_emilia_kabakova.html
https://artinvestment.ru/en/news/artnews/20080904_emilia_kabakova.html

При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна

© artinvestment.ru, 2024

Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.

Услуги ARTinvestment

Арт-консалтинг

Индивидуальные консультации от опытных искусствоведов по любым вопросам в сфере искусства

Составление Инвестиционного Портфеля

Подбор предметов искусства для инвестирования под любую инвестиционную стратегию

Индивидуальная оценка

Наши эксперты проведут профессиональную оценку вашего предмета искусства, учитывая его состояние, авторство, историю и другие факторы

500+

Проведенных аукционов

8 800+

Зарегистрированных пользователей на аукционе

343 000+

Записей в базе

16 000+

Художников в базе

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».