В Третьяковке реставрируют шедевры Ге и Коровина
Телеканал «Культура» рассказывает о возрождении уникальных полотен, которые более ста лет хранились в запасниках музея
Судьбы картин складываются по-разному. Одни сразу попадают в музейные экспозиции или становятся жемчужинами частных коллекций, а другие десятилетиями хранятся в запасниках, терпеливо дожидаясь своего часа. Сейчас реставраторы Третьяковской галереи работают над восстановлением двух уникальных полотен: «Суд Синедриона» Николая Ге и «Охота на моржей» Константина Коровина. Эти картины ждали своего шанса обрести вторую жизнь более ста лет. Рассказывают
Николай Ге создал много картин большого формата. Среди них — «Суд Синедриона», или «Повинен в смерти». В Третьяковскую галерею картина попала не сразу, а лишь после того, как побывала в Ясной Поляне. После смерти художника его сын отправил это полотно Льву Толстому. Известно, что великий писатель считал картины художника гениальными. «Эта работа в рулоне, завернутая в газету, попала в Ясную Поляну. И дочь Толстого, Татьяна Сухотина-Толстая, эту вещь освободила от газет — тут даже есть остатки газетного принта на работе — и, как могла, натянула на раму», — рассказывает главный хранитель Третьяковки Екатерина Селезнева.
Таким образом, картина попала в музей не в лучшем состоянии. Однако ей пришлось ждать реставрации сто лет. Картина оказалась перегруженной красками: один вариант был написан поверх другого. К тому же Николай Ге употреблял такие краски, которые при реставрации могут, что называется, «течь». Пока реставраторы ждут решения Большого экспертного совета. «Это тяжелый хронический больной. Просто бугры выпирают. Это тоже достаточно редкое явление. Как все максимально сгладить, как эту картину расправить, как с этим быть? Даже вопрос о газетах тоже будет поставлен, потому что это, конечно, не авторская, но примета времени. Это история судьбы этого произведения», — продолжает Екатерина Селезнева.
На столе у реставраторов также оказалась одна из десяти картин Константина Коровина, посвященная жизни Крайнего Севера. Художник создавал полотна для Всероссийской ярмарки 1896 года. С тех пор эти работы никто не видел. К персональной выставке Коровина, которая пройдет в 2010 году, было решено отреставрировать панно «Охота на моржей». «Хотелось бы на этой выставке показать хорошо забытое старое, и сейчас найдены деньги на реставрацию, изготовление подрамников для этих уникальных панно. Потому что это колоссальная работа. И вы видите, что жизнью они потрепаны изрядно», — отмечает Селезнева.
Практически все панно Константина Коровина имеют размер 2×3 м. Отсюда возникает вопрос, где их хранить после реставрации, ведь фонды Третьяковки забиты шедеврами. Вся надежда на то, что в скором времени у галереи появятся новые открытые запасники в Лаврушинском переулке, тогда коровинские панно обретут свой постоянный дом.
Источник:
Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/artnews/20080822_restored_ge_and_korovin.html
https://artinvestment.ru/en/news/artnews/20080822_restored_ge_and_korovin.html
© artinvestment.ru, 2024
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.