Новый рекорд филокартического рынка в России: 240 тысяч рублей за почтовую открытку
На аукционе антикварных открыток «Русской эмали» 23 января почтовая открытка по эскизу В. Маяковского была продана в 4 раза выше эстимейта — за 240 тысяч рублей. Всего же аукцион открыток показал результат 70 % по лотам и 86 % по деньгам
В субботу 23 января в аукционном доме «Русская эмаль» прошел уже второй аукцион, полностью посвященный такому интересному коллекционному направлению, как антикварные открытки (о первом филокартическом аукционе читайте здесь). На торгах было представлено практически 6 тысяч открыток из известного московского собрания, которые были сгруппированы в 285 лотов. Заполненный зал, многошаговая аукционная борьба почти за каждый из лотов, новые рекорды подтверждают, что филокартия — одно из любимых и очень востребованных направлений в среде московских коллекционеров.
Итоговая статистика выглядит впечатляюще: из 285 предложенных лотов покупателей нашли 201 (70,5 %), а итоговая выручка превысила 2 миллиона рублей, то есть достигла уровня 86 % от средней суммарной оценки лотов. Старты большинства позиций были сознательно сделаны ниже эстимейтов, однако почти все лоты достигли своей предварительной оценки, а то и превысили её.
В аукционном зале собралось человек двадцать или около того. Но при таком малом числе они же оказались самыми активными: в зал ушло 145 лотов (72 % от всех проданных лотов). При этом покупали почти все — кто-то больше, кто-то меньше, но в целом почти никто не остался без новых экземпляров для своей коллекции. На определенных стрингах активность проявили онлайн-игроки, которые отыграли 31 лот. Заочные ставки сыграли 15 раз, и только 10 лотов было приобретено игроками по телефону. Однако среди лотов, купленных по телефону, была и главная сенсация аукциона — открытка по эскизу Владимира Маяковского, проданная за рекордные для всего российского филокартического рынка 240 тысяч рублей.
Когда лот 110 — открытка «Подходили немцы к Висле…», подготовленная В. Маяковским для издательства «Сегодняшний лубок» в 1914 году, — был объявлен к продаже, на него сразу была сделана интернет-ставка. Впрочем, запал онлайн-биддера вскоре иссяк, когда двое телефонных участников играючи преодолели эстимейт 60–80 тысяч рублей и устремились в заоблачные для рынка открыток выси. 100, 150, 200 тысяч рублей за единичную открытку — такого филокартический рынок еще не видывал. Но чего не сделаешь для приобретения редчайшего экземпляра — ведь другого шанса может уже не представиться. Цена молотка 240 тысяч рублей (а с учетом 20%-ной комиссии аукционного дома — 288 тысяч рублей) в 5,5 раза превзошла предыдущий рекорд для единичной открытки, установленный также на «Русской эмали». На первом специализированном филокартическом аукционе в июне 2015 года открытка «Бандит — враг Советской власти…» (около 1920) издания Екатеринославского Губвоенсовещания была приобретена за 44 тысячи рублей.
На аукционе 23 января была еще одна открытка по эскизу Владимира Маяковского для «Сегодняшнего лубка» — «Как Вильгельм на пятой роте…» (лот 111). Правда, за неё столь же впечатляющего торга, как за её предшественницу, не случилось. Лот был куплен игроком в Интернете за 10 тысяч рублей (оценка 10–12 тысяч рублей).
Вторым топ-лотом минувших торгов стал лот № 84 – набор из 12 открыток серии по эскизам С. С. Соломко. Это полная серия открытых писем, посвящённых пострадавшим в ходе Первой мировой войны регионам Франции и европейским странам, больше известная филокартистам под условным названием «Гербы». Редко встречающийся на филокартическом рынке полный комплект был куплен по старту за 65 тысяч рублей. Победная ставка пришла из Интернета.
В целом же на этих торгах сложно выделить как таковые топ-лоты, потому что наборы открыток раскупались целыми стрингами. Стартовал аукцион с наборов видовых открыток разных уголков Российской империи начала ХХ века. Наборы с видами Москвы (изданий П. Фон-Гиргенсона, «Шерер, Набгольц и Ко» и др.) были раскуплены практически полностью. К примеру, подборка из 17 видов Москвы издательства «Шерер, Набгольц и Ко», включавшая открытки «Пожарный обоз», «Тверская», «Лубянская площадь», «Кузнецкий мост», «Тверская. Булочная Филиппова» и другие, была куплена за 36 тысяч рублей при оценке лота 18–23 тысячи рублей (лот 10). Далее, за 11 тысяч рублей была продана редкая открытка с изображением автомобиля товарищества К. Бешъ завода «БЮССИНГ» (лот 11, оценка 3–4 тысячи рублей).
Видовые открытки городов Поволжья, Нижнего Новгорода, Казани, Пскова и др. пользовались не меньшей популярностью, чем столичные виды: почти все «региональные» наборы ушли с молотка. 42 открытки с видами Одессы, к примеру, были куплены залом за 30 тысяч рублей (лот 29, оценка 20–30 тысяч рублей), а подборка из 100 открыток с видами Кавказа превысила эстимейт вдвое и досталась торговавшемуся в зале филокартисту за 26 тысяч рублей (лот 34, оценка 12–18 тысяч рублей).
После видовых открыток перешли к художественным. Здесь обратили на себя внимание коллекционеров открытые письма начала ХХ века, отпечатанные по эскизам художников круга «Мира искусства» — Леона Бакста, Елизаветы Бём и др. С большим интересом был встречен лот 41 — оформленный Елизаветой Бём конверт-карточка «Как у нашего князя Владимира...». Торговать его начали с 5 тысяч и в борьбе телефона и зала дошли до 30 тысяч рублей. Победил телефон.
Нашли своего покупателя и все 6 лотов, связанных с А. Н. Бенуа. Причем наибольший интерес участники проявили даже не собственно к открыткам, а к конвертам, предназначенным для наборов открыток, которые встречаются на рынке еще реже. Так, за 26 тысяч рублей при эстимейте 15–18 тысяч был куплен конверт к набору открыток А. Н. Бенуа «Игрушки I», а конверт серии открыток «Игрушки II» был продан за 28 тысяч (лоты 42 и 43). Похожая ситуация сложилась с конвертами «Вместо визита» с оформлением Г. И. Нарбута. Двое телефонных покупателей торговались за них до 40 тысяч (лот 73, оценка 15–20 тысяч рублей) и 28 тысяч рублей (лот 74, оценка 15–20 тысяч рублей).
Полностью разошелся стринг оригинальных открыток с географическими картами (лоты 106–109). Самой дорогой стала открытка с картой «Риго-Орловская железная дорога воинам» (лот 109, результат 15 тысяч рублей).
Еще один новый на филокартическом рынке раздел — «Иудаика» (лоты 128–134), состоявший из редких открыток с видами синагог Российской империи и почтовых карточек еврейских издательств, также был полностью раскуплен.
В разделе открыток, посвященных театру, опере и балету, наибольший интерес вызвал набор из 63 карточек с Федором Шаляпиным (лот 148). Трое игроков в зале торговались с 6 тысяч до 46 тысяч рублей. А открытка с грампластинкой песни Шаляпина «Ты взойди, солнце красное» была продана за 4 тысячи рублей.
Одной из изюминок филокартической коллекции смело можно назвать новогоднюю открытку начала ХХ века с механическим календарем. Её цена молотка составила 15 тысяч рублей (оценка 2,5–3,5 тысячи рублей).
Единственным стрингом, не имевшим какого бы то ни было серьезного спроса, был раздел зарубежных открыток с видами Польши, Германии, Франции, Бельгии, Италии, Швейцарии, Австрии, Турции, Египта, Японии. Здесь была куплена всего пара-тройка лотов. За границей печать открыток в конце XIX — начале XX века была поставлена лучше, чем в Российской империи, тиражи были больше, а значит, их нынешняя ценность (в особенности для российского филокартиста) не столь высока. Скажем, 125 открыток с видами Италии начала ХХ века можно было приобрести за 4–6 тысяч рублей.
Поздравляем «Русскую эмаль» с еще одним успешно проведенным филокартическим аукционом и, конечно, с новым рекордом аукционной цены для отдельно взятой открытки.
Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/invest/russia/20160126_rusenamel.html
https://artinvestment.ru/en/invest/russia/20160126_rusenamel.html
© artinvestment.ru, 2024
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.