Рынок искусства в 2012 году. Часть 1
Опубликован итоговый годовой отчет Artprice о положении арт-рынка в 2012 году. AI знакомит с его самыми важными цифрами и выводами
Французский сайт Artprice опубликовал свой итоговый годовой отчет о положении рынка искусства в 2012 году. Предлагаем познакомиться с самыми важными его цифрами и выводами.
В этот раз Artprice использовал при статистических подсчетах не только свои данные, но и данные китайского информационного агентства Art Market Monitor of Artron (AMMA). Это существенно изменило итоговый расклад сил. Из-за увеличения объема данных по китайскому рынку доля Поднебесной выросла на 6,1 % по сравнению с тем, какой бы она могла быть, исходя из одних только данных Artprice. В итоге в 2012 году доля Китая на мировом аукционном рынке составила 41,3 % (по старой системе подсчетов было бы только 35,2 %). В 2011 году, основываясь только на данных Artprice, Китаю принадлежало 41,4 % рынка, т. е. падение налицо. Тем не менее в отчете Artprice китайский рынок по-прежнему стоит на первой строчке, тогда как в обзоре TEFAF он уступил первенство рынку США.
По подсчетам Artprice и Artron, в 2012 году объем мирового аукционного рынка составил 12,269 миллиарда долларов (приведенные Artprice данные не учитывают комиссию покупателя Buyer’s Premium, поэтому могут отличаться от других данных в материалах ARTinvestment.RU). Из них больше 5 миллиардов (41,3 %) — это продажи Китая. На втором месте Соединенные Штаты с 27%-ной долей (3,345 миллиарда долларов). Великобритания замыкает тройку лидеров с 2,17 миллиарда и 18%-ной долей. Общий расклад сил (округленно) будет выглядеть вот так:
Доли рынков отдельных стран в общемировом рынке искусства
Страна | Доля рынка, % | Объем рынка, |
Китай | 41 | 5 068 |
США | 27 | 3 345 |
Великобритания | 18 | 2 167 |
Франция | 4 | 505 |
Германия | 2 | 188 |
Швейцария | 1 | 130 |
Остальные страны | 7 | 866 |
Весь мир | 100 | 12 269 |
Весь отчет Artprice построен на том постулате, что мировой рынок искусства стал биполярным. Китай и азиатские страны — с одной стороны; западный арт-рынок во главе c США — с другой. Поэтому и отчет делится на две части — про Китай и про арт-рынок западного мира. Аналитики сделали вывод, что в 2012 году стороны поменялись местами: росший как на дрожжах все предыдущие годы китайский арт-рынок начал сдуваться, а западный арт-рынок со своими богатыми аукционными традициями, наоборот, подрос на 5,5 % и показал немало отличных, а то и рекордных результатов. Достаточно посмотреть на 30 самых дорогих лотов 2012 года (см. таблицу ниже), чтобы в этом убедиться. В топ-30 лотов на этот раз лишь один представитель Поднебесной — Ли Керан (5 место). Все остальные произведения принадлежат западным художникам.
За хорошую динамику западного арт-рынка можно смело благодарить Christie’s и Sotheby’s. Торги этих аукционных домов на всех площадках, кроме гонконгской (результаты гонконгских площадок Christie’s и Sotheby’s идут в зачет рынку Поднебесной), принесли в общей сложности 5,233 миллиарда долларов. Это 42,65 % от мирового арт-рынка (в то время как у Китая, включая Гонконг, уже упомянутые 41,3 %). На китайском арт-рынке главные игроки это по-прежнему Poly International и China Guardian. Вместе они заработали 1,052 миллиарда долларов (т. е. около 20 % от всего рынка Поднебесной).
Почему китайский арт-рынок сбавил обороты и что его ждет в ближайшем будущем? Аналитики Artprice видят причину падения в спекулятивной природе этого рынка. В Поднебесной произведения искусства, как правило, воспринимают как объекты инвестиций; коллекционирование «для себя» и «просто так» здесь развито меньше, чем на Западе. Это подтверждают следующие цифры. Из 449 500 лотов, проданных по всему миру в 2012 году, на долю Китая приходится 32 % (149 509 лотов). Но общая выручка от них значительно больше (41,3 % от мирового аукционного оборота). А в это время на Западе из примерно 315 000 проданных за год лотов 80 % — это предметы стоимостью менее 5 тысяч долларов, т. е. купленные, скорее всего, «для себя» и «просто так». На китайский арт-рынок также могло повлиять замедление экономического роста, недостаток предложения лотов в топ-сегменте (коллекционеры предпочли попридержать лучшие работы до лучших времен), кризис инвестиционных фондов, уменьшение общего количества аукционов. В целом же за нынешним периодом корректировки на азиатском арт-рынке, по мнению аналитиков Artprice, должен прийти период стабилизации. Достаточно вспомнить спад 2008 года на западном арт-рынке и его последующее восстановление, чтобы поверить в светлое будущее арт-рынка Поднебесной.
Западный рынок искусства в 2012 году
Минувший год для западного арт-рынка стал третьим по обороту за всю историю (после 2007 и 2008). Всего было продано 315 000 лотов на общую сумму примерно 7,2 миллиарда долларов. В лучшем за всю историю 2007 году лотов было на 100 тысяч меньше, а суммарный доход от них составил 8,71 миллиарда долларов.
Из 315 тысяч проданных в 2012 году лотов основную выручку, конечно, принесли работы топ-сегмента. В прошлом году с молотка впервые ушла 51 работа дороже 10 миллионов долларов — так много не было никогда. Работ дороже 1 миллиона долларов было 707 (т. е. 0,23 % от общего количества), но они принесли 3,6 миллиарда долларов (т. е. 50 % от суммарного оборота западного арт-рынка). За последние десять лет выручка от топ-сегмента выросла на 305 %, в то время как общее количество лотов дороже миллиона долларов за декаду выросло на 144 %. Лоты доступного сегмента (дешевле 5 тысяч долларов), как уже было сказано, составили 80 % от общего количества работ (255 000 предметов). Причем настоящей кузницей доступных работ была Франция. В этой стране было предложено в общей сложности 59 000 лотов (в США — 49 300, в Великобритании — 36 500). Но при этом доля Франции в общем обороте западного арт-рынка составила только 7 %.
Структура западного арт-рынка в 2012 году по странам
Страна | Доля рынка, % | Объем рынка, |
США | 46,4 | 3 345 |
Великобритания | 30 | 2 167 |
Франция | 7 | 505 |
Германия | 3 | 188 |
Швейцария | 2 | 130 |
Италия | 1 | 106 |
Австралия | 1 | 82 |
Остальные страны | 9,6 | 677 |
Большинство арт-рынков западных стран в 2012 году показали худшую динамику, чем в 2011-м. Британский арт-рынок упал на 2,9 %, французский — на 3,4 %, немецкий — на 13 %, швейцарский — на 18 %, а итальянский — на 23,8 %. Однако успехи США все равно сделали общую картину воодушевляющей: по сравнению с 2011-м, аукционный рынок Соединенных Штатов прибавил 21 %, или 587 миллионов долларов. Есть и еще один рынок, выросший в 2012 году, — австралийский. Его 10%-ный рост, как и общий объем (82 миллиона долларов) невелики, однако хорошую тенденцию все равно стоит отметить, тем более что этот прозападный арт-рынок находится под боком у Китая.
Ведущие аукционные дома западного арт-рынка в 2012 году
№ | Аукционный дом | Доля в общей аукционной выручке, % |
1 | Christie’s | 37,9 |
2 | Sotheby’s | 34,7 |
3 | Phillips de Pury & Co | 3,8 |
4 | Bonhams | 1,5 |
5 | Artcurial | 0,8 |
6 | Dorotheum | 0,8 |
7 | Koller | 0,6 |
8 | Bukowskis | 0,6 |
9 | Villa Grisebach | 0,5 |
10 | Другие | 18,8 |
Столицы западного арт-рынка
Главный центр западного рынка искусства — это, как и прежде, Нью-Йорк. Из 3,345 миллиарда долларов американского оборота 95 % (3,1 миллиарда) приходятся на Большое Яблоко. Такой хороший уровень продаж поддерживают в Нью-Йорке аукционные дома Sotheby’s (1,488 миллиарда долларов), Christie’s (1,443 миллиарда долларов) и Phillips (197 миллионов долларов). Именно на нью-йоркской площадке Sotheby’s в мае 2012 года был установлен новый абсолютный рекорд цены на произведение искусства на открытых торгах: «Крик» Эдварда Мунка был продан за 107 миллионов долларов (в источниках, как правило, указывается цена 120 миллионов долларов, с учетом комиссии Buyer’s Premium). Опять-таки в Нью-Йорке обновился персональный рекорд Марка Ротко (77,5 миллиона долларов); были достигнуты лучшие за 2012 год результаты Френсиса Бэкона (40 миллионов долларов), Роя Лихтенштейна (40 миллионов долларов), Клода Моне (39 миллионов долларов), Энди Уорхола (39 миллионов долларов) и других. Из 30 самых дорогих лотов 2012 года (см. таблицу ниже) 20 были проданы в Нью-Йорке.
За Нью-Йорком с отставанием в 1 миллиард долларов следует Лондон. На столицу Туманного Альбиона приходится 99 % суммарной выручки британского арт-рынка (2,1 миллиарда долларов). В Лондоне, в отличие от Нью-Йорка, первое место среди аукционных домов занял Christie’s с годовой выручкой 1,129 миллиарда долларов (52 % от всего британского рынка). Целых 16 лотов Christie’s достигли в Лондоне цены молотка свыше 10 миллионов долларов. У соперника Sotheby’s таких лотов в Лондоне было всего 5, а общая британская выручка аукционного дома составила около 845 миллионов долларов (39 % от всего британского рынка). С большим отставанием за главными игроками следуют Phillips (3,5 %), Bonhams (2,8 %) и MacDougall’s (1,1 %). Среди выдающихся результатов лондонских площадок следует упомянуть продажу работ Рафаэля (42,7 миллиона долларов), Жоана Миро (32,9 миллиона долларов) и Ива Кляйна (32,7 миллиона долларов). Арт-рынок Лондона большое внимание уделяет сегменту современного искусства, причем новые имена из Латинской Америки или ЮАР соседствуют в каталогах с теми, кто в представлении не нуждается — Дэмиеном Хёрстом, Бэнкси и прочими. Кстати, вопреки мнениям скептиков, введение в Англии в начале 2012 года права следования не сильно ударило по британскому спросу на контемпорари-арт.
Третья столица западного арт-рынка — Париж. Ситуация на французском рынке искусства противоречивая. С одной стороны, экономический рост замедлился, культурный бюджет сокращается, а лучшие работы тех же французских импрессионистов уходят на аукционы в Нью-Йорк и Лондон, где уровень цен повыше. С другой же стороны, французский рынок поддерживается престижными арт-ярмарками вроде FIAC, Art Paris и Paris Photo, а мировые галеристы, например Ларри Гагосян и Тадеуш Ропак, открывают в Париже свои филиалы. Как уже было сказано, на французском арт-рынке очень много недорогих работ — больше 50 тысяч лотов (85 % от общего количества) — ушли дешевле 5 тысяч долларов. Общий объем рынка составил 505 миллионов долларов. Из них больше половины заработали Sotheby’s (114,17 миллиона), Christie’s (92,4 миллиона) и Artcurial (58,6 миллиона). Замыкают пятерку лидирующих аукционных домов Cornette de Saint Cyr (19,95 миллиона) и Millon & Associés (19,46 миллиона).
Структура западного арт-рынка по сегментам
Сегмент рынка | Доля в общей аукционной выручке, % | Годовая выручка в сегменте, |
Импрессионисты и модернисты | 48 | 3 442 |
Послевоенное и современное искусство | 34 | 2 453 |
Искусство XIX века | 10,5 | 756 |
Старые мастера | 7,5 | 540 |
В 2012 году сегмент послевоенного и современного искусства на Западе чувствовал себя превосходно. Ноябрьские вечерние аукционы Christie’s и Sotheby’s в сегменте контемпорари принесли выручку вдвое большую, чем прошедшие в том же ноябре вечерние аукционы импрессионистов и модернистов. А все потому, что свежих модернистских работ появляется все меньше, в то время как отдельные послевоенные и современные художники получают статус классиков и стремительно дорожают. Торги современного искусства Sotheby’s 13 ноября в Нью-Йорке стали лучшими за всю историю аукционного дома во всех категориях: выручка составила 375 миллионов с учетом комиссии аукционного дома. На следующий день, 14 ноября, Christie’s зафиксировал свой лучший результат в сегменте послевоенного и современного искусства — 412,2 миллиона долларов с учетом комиссии. Абсолютный рекорд Christie’s до сих пор удерживает аукцион импрессионистов и модернистов 2006 года, заработавший 491,5 миллиона долларов с BP.
Окончание следует.
Источник:
Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/invest/rating/20130409_artprice_report.html
https://artinvestment.ru/en/invest/rating/20130409_artprice_report.html
© artinvestment.ru, 2024
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.