Топ-20 аукционных результатов современных русских художников
ARTinvestment.RU   20 сентября 2012

Иметь дело с современностью и тем более ультрасовременностью всегда непросто. Любые обобщения и группировки слишком уязвимы для критики, оценки меняются, роли трансформируются. Тем не менее рискнем

Иметь дело с современностью и тем более ультрасовременностью всегда непросто. Любые обобщения и группировки слишком уязвимы для критики, оценки меняются, роли трансформируются. Тем не менее рискнем.

В предлагаемый рейтинг ARTinvestment.RU включил разом и спокойных восьмидесятников, и бунтарей девяностых, и художников, представляющих искусство XXI века. Получилось так, что в одном ряду с матерыми актуальщиками оказались художники, принципиально дистанцирующиеся от «актуальности», а также те, которых к шестидесятникам не позволяет причислить лишь неуступчивая временная граница. Не станем скрывать, что даже нам как составителям в этом списке не хватает гармонии. Неуютно. Но не будешь же спорить с цифрами, составляя ценовой рейтинг?

Несмотря на куда более широкие границы современности, ARTinvestment.RU принципиально выделяет шестидесятников в особую группу и отдельно ранжирует их аукционные результаты (см. «Топ-20 работ шестидесятников»). Тому есть немало причин, но достаточно хотя бы той, что без этого допущения рейтинг просто не получился бы: рынки шестидесятников и современного искусства разделяет ценовая пропасть.

В итоге в предлагаемый топ-20 вошли русские художники, родившиеся после войны, а также отдельные украинские мастера, которых мы включаем в орбиту современного русского искусства. Все в золотом возрасте для творца: самому старшему художнику в этом списке 67 лет, а самому молодому — 43. Традиционно напомним, что место в аукционном рейтинге не стоит экстраполировать до значения в истории искусства. Топ-20 носит исключительно развлекательный характер. И единственный критерий его формирования — максимальная аукционная цена произведения, то есть событие часто случайное. Само собой, каждый художник или группа представлены одной работой.

Что в рейтинге нашего contemporary art обращает на себя внимание?

1. Подавляющее большинство рекордных результатов относится к пиковому докризисному 2008 году. С тех пор успешно взломать чарт удалось лишь дважды: в 2010 году персональный рекорд на Phillips обновил Анатолий Осмоловский; а год спустя неожиданно и феноменально дорого купили «Тайную вечерю» Константина Худякова. И опять же на Phillips.

2. В отличие от рейтинга шестидесятников в ультрасовременном сегменте безраздельно властвуют уже два дома — Sotheby’s и Phillips de Pury, причем практически на равных.

3. Для инвестора или коллекционера «цена входного билета» на рынок современного искусства (причем в его лучшие ряды) в много раз ниже, чем на ближайший по времени рынок шестидесятников. Для сравнения: если 20 самых высоких аукционных результатов шестидесятников в сумме дают около 17,5 миллиона долларов, то, сложив рекордные цены Топ-20 современных авторов, мы получим 2,1 миллиона долларов. Соотношение 1:8. Так, самая дешевая работа в топе нонконформистов стоит дороже, чем самая дорогая в топе современного. Не случайно галеристы отмечают, что по возможностям аудитории и коммерческому укладу эти рынки, похоже, разошлись окончательно.

4. В отличие от шестидесятников в списке топ-20 рекордов современного искусства есть четыре автора-женщины (с учетом Татьяны Арзамасовой из AEC+Ф). А в топе шестидесятников женщин нет вообще (в третьем десятке, т. е. уже за линией отсечки, ближайший рекорд должен быть у Лидии Мастерковой — 159 тысяч долларов).

5. Аукционные сделки с произведениями современных русских художников по-прежнему относительно нечасты. Если шестидесятники довольно активно торгуются на аукционах (у многих есть по 30–40 продаж), то актуальщики до сих пор представлены единичным сделками. Исключения из этого ряда — Виноградов и Дубоссарский (у них более 60 аукционных событий), Кошляков (больше 30) и АЕС+Ф (больше 20).

6. В топ-20 современного искусства доминирует «старомодная» живопись. Несмотря на разговоры о скорой смерти живописи и триумфе объемных объектов, вкусы коллекционеров остаются консервативными. Всего лишь три работы рейтинга выходят в объем: объект Осмоловского (при этом он вешается на стенку), инсталляция Копыстянского (тоже включает картину) и честная скульптура AEC+Ф. Все остальные рекорды современных авторов установили именно живописные произведения. По-старинке.

Что касается инвестиционной составляющей, то тут все правила известны: современное искусство — зона высокой маржинальности и повышенных инвестиционных рисков. Природа рисков состоит даже не в том, что художники продолжают предлагать рынку новые вещи (предложение расширяется), а в том, что не расставлены акценты. Ценность и степень новаторства отдельных направлений еще не прошли полноценную проверку временем. В частности, даже этот рейтинг, куда вошли по определению далеко не последние имена, нельзя считать руководством к действию класса «иди и покупай по списку». Нужно учитывать массу факторов — как понятных, так и совсем неочевидных.

Начинающему инвестору стоит также помнить, что сегмент современного искусства сильно пострадал от кризиса, сильнее сегмента тех же шестидесятников и других сегментов. И пока он не восстановился. Хотя в том, что он придет в себя и отыграет докризисный уровень, сомнений особых нет. Собственно, в этом-то и состоит ключевой момент. Да, с риском, да, с высокой неопределенностью, но сегодня покупатель имеет реальную возможность выбирать и покупать вещи коллекционного качества со значительными скидками — например, покупать самое лучшее с новых выставок. Более предсказуемые сегменты рынка таких комфортных условий, согласитесь, уже не предлагают.

Топ-20 аукционных результатов современных русских художников


Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/invest/rating/20120920_top_20_1980s.html
https://artinvestment.ru/en/invest/rating/20120920_top_20_1980s.html

При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна

Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.


Индексы арт-рынка ARTIMX
Индекс
Дата
Знач.
Изм.
ARTIMX
13/07
1502.83
+4,31%
ARTIMX-RUS
13/07
1502.83
+4,31%
Показать:

Топ 37

Узнайте первым об открытии аукциона!

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».
Наверх