Что означают символы на эстампах. Интервью с Валерием Силаевым
ARTinvestment.RU   13 мая 2015

Расшифровать некоторые встречающиеся на тиражной графике обозначения, а также ответить на вопросы новых покупателей, мы попросили специалиста по технике и материалам графики, аккредитованного эксперта МКААД Валерия Силаева

Тиражная графика — золушка мирового аукционного рынка. Про нее не пишут в газетных заголовках, аукционные гранды не выносят ее в топ-лоты, да и по ценовым рекордам ей сложно тягаться с живописью. Тем не менее эта скромница отвечает за изрядную долю рынка. Так, по оценкам французских коллег, на западном аукционном рынке тиражная графика занимает более 21 % в структуре продаж в лотах и 3 % в деньгах. Интерес к ней в последние годы заметно увеличился и продолжает расти. Если в 2004 году аукционные продажи эстампов составляли около $107 млн, то в 2012-м — уже около $224 млн. Почему покупатели вдруг набросились на эстампы и куда девалась прежняя надменность по отношению к неуникальным произведениям?

Объяснить происходящее одной лишь ценовой доступностью не получится. Вероятно, рост интереса к эстампу в значительной степени связан с драматическими изменениями в психологии покупателей и сменой поколений. Если в прежние времена коллекционеры с повышенным пиететом относились к уникальности, то покупателей, выросших в эпоху фабрики Уорхола, мастерских Херста и Кунса, тиражность уже нисколько не смущает. Имя, сюжет, узнаваемость самой вещи — все это для них куда важнее, чем досада от того, что похожая работа может быть и у соседа.

На нашем рынке, к слову, происходят те же мировоззренческие сдвиги. По статистике собственного аукциона AI, можно констатировать, что литографии Рабина, листы Пепперштейна, офорты Целкова и Краснопевцева, а также другие тиражные работы первых имен массовый покупатель встречает на ура. Платежеспособный спрос есть всегда, и помешать заключению сделки могут только завышенные резервы. Оно и понятно: удачные вещи для того и тиражируют, чтобы они стоили недорого.

Приобретая тиражную графику на аукционах и в галереях, не все покупатели понимают смысл символов в описаниях лота. А ведь эта культура маркировки недаром сформировалась сотни лет назад и продолжает развиваться — по мере развития современных технологий авторской тиражной графики. Расшифровать некоторые встречающиеся на оттисках обозначения, а также ответить на вопросы новых покупателей мы попросили специалиста по технике и материалам графики, аккредитованного эксперта МКААД Валерия Силаева.

ARTinvestment.RU: Валерий, большинство покупателей эстампа знает, что, кроме обязательной проверки его подлинности, нужно обращать внимание на тираж и номер оттиска в тираже (например, 2/30). Но правда ли, что чем ближе номер к началу тиража, тем ценнее отпечаток? То есть 2/30 действительно более ценен, чем 18/30? Из-за физического износа печатной формы?

Валерий Силаев: Я так не думаю. Как правило, в тираже все оттиски печатаются одинаково и различия между первым и тридцатым никакого нет. Во всяком случае, не должно быть. А желание иметь первый экземпляр происходит от амбиций — самолюбие потешить.

AI: Кроме номера оттиска и размера тиража, на эстампе часто встречаются буквенные сочетания. Можем мы расшифровать наиболее часто встречающиеся для посетителей нашего сайта?

В. С.: Действительно, есть обозначения, которые стоят на каждом эстампе, другие попадаются время от времени или совсем редко. В самом сжатом виде краткий глоссарий по символам на графике будет выглядеть так:

  • А. Р. (англ.: Artist’s Proof) или Е. А. (фр.: épreuve d’artiste) Х/ХХ — авторские отпечатки, чаще всего нумеруются римскими цифрами;
  • Н. С. (фр.: hors de commerce) — оттиск вне тиража, не предназначенный для продажи;
  • Р. Р. или P/P (англ.: Proof by the Printer или Printer’s Proof) — один или два оттиска, оставляемые для печатника;
  • S. P. (англ.: State Proof или фр.: épreuve d’état) — контрольный оттиск вне тиража, для архива;
  • Multiple — тиражное издание;
  • BAT (фр.: bon à tirer или англ.: ready to print) — эталон для тиража;
  • Cancellation Proof — оттиск по окончании тиража, подтверждающий уничтожение изображения на печатной форме;
  • State 2 — состояние доски 2;
  • Trial I — пробный оттиск I.

AI: Что означает «состояние доски 2»?
В. С.: «Состояние доски 2» означает, что после печати определенного и оговоренного количества экземпляров эстампов (тиража) художник доработал доску, что-то изменил в ней, добавил и напечатал еще один тираж.

AI: Что такое «пробный оттиск I»?
В. С.: После изготовления печатной формы тираж начинают печатать не сразу, а сначала делают пробный оттиск. И он не всегда бывает идеального качества. Еще пробуют, ищут различные цветовые комбинации в эстампе (например, офорт может быть черного, красного, синего или любого другого цвета), его плотность, и когда находят этот идеальный вариант, то ставят ВАТ — печатать тираж нужно только так.

AI: Считается, что графика вообще слишком требовательна к условиям хранения, особенно к освещению и влажности. Доходит до того, что люди ищут какие-то герметичные кофры для защиты от влажности и даже климатическое оборудование. Насколько это оправданно в городских условиях? В каком месте в квартире можно со спокойным сердцем повесить тиражную графику под обычным стеклом?

В. С.: Печатная графика в отличие от оригинальной наименее требовательна к освещению и колебаниям температурно-влажностного режима. Тем не менее бумага есть бумага. Необходимо избегать прямого солнечного света и вешать графику так, чтобы на нее этот свет не попадал. Можно затемнять окна, но лучше всего повесить работу на ту же самую стену, где находится окно. Температура должна быть обычная, комнатная, а влажность около 50 %  — всё как для людей.

Герметичные кофры нежелательны. Бумага должна «дышать» — она привыкнет к вашему домашнему климату. Если сухо, можно ставить банки с водой, аквариумы, а если влажно — постараться сделать воздух в комнате суше. Специальное климатическое оборудование стоит дорого, а эстампы в массе своей — это демократичный вид искусства.

AI: Существует ли какая-то маркировка, позволяющая определить степень участия художника в изготовлении тиража: сам он стоял у станка или полностью поручил весь процесс мастерской? Сказывается ли это на цене?

В. С.: Нет, такой маркировки нет. Правда, наши художники, которые сами печатали и травили камни для литографии, подписывали и называли такие эстампы автолитографией. Знаю, что ксилографию и линогравюру художники печатают сами, поскольку этот процесс не такой сложный. С офортом сложнее, но знаю, что в 1950–90-х годах авторы старались сами травить доски и печатать.

AI: Какие сегодня существуют процедуры контроля тиража? Или этот вопрос остается исключительно на совести художника и мастерской? Чему стоит доверять покупателю?

В. С.: У нас никакого контроля не существует, поэтому и оттисков бывает очень много. Я видел некогда знаменитые и популярные офорты, напечатанные авторами совсем с «лысых» досок — ужас! На западе все точно: написано 20 — значит, 20, и форма уничтожается.

AI: Иногда тиражная графика продается в неудовлетворительном состоянии — например, с плесенью, такими черно-серыми точками. Насколько дорога процедура спасения такого предмета? И какой совет можно дать начинающему собирателю: связываться с такими экземплярами или сторониться их?

В. С.: Плесень — это очень серьезно. Лучше совсем не покупать, а то всю коллекцию заразите.

Черно-серые точки — это мертвая плесень, она выводится. Страшнее розовая плесень — она живая. Впрочем, чаще встречается не плесень, а фоксинг (лисьи пятна) — желто-бурые пятна на бумаге. Эти пятна бактериального происхождения, и они легко устраняются. Делать это должен профессиональный реставратор, и стоимость такой операции с эстампами (подчеркиваю: с эстампами) невысока.

Другое дело — подклейка разрывов, восполнение утрат (оторванных углов), дублирование, удаление жировых пятен и сложных пятен органического происхождения, ретушь. Это процессы длительные, вредные для здоровья реставратора, а потому и более дорогостоящие. Но как правило, мы стараемся при определении цены за работу исходить из ценности и стоимости эстампа. Иногда огорчает то, что за оформление произведения люди готовы заплатить намного больше, чем за его качественную реставрацию.

AI: На что в целом стоит обращать внимание начинающему собирателю тиражной графики перед покупкой, ваш совет?

В. С.: На то, насколько эта работа вам нравится и соответствует вашему бюджету. Больше никаких критериев нет и быть не должно.


Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/invest/interviews/20150513_interview.html
https://artinvestment.ru/en/invest/interviews/20150513_interview.html

При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна

Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.


Индексы арт-рынка ARTIMX
Индекс
Дата
Знач.
Изм.
ARTIMX
13/07
1502.83
+4,31%
ARTIMX-RUS
13/07
1502.83
+4,31%
Показать:

Топ 37

Узнайте первым об открытии аукциона!

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».
Наверх